Ветераны Великой Отечественной


ЛОХАНОВ Алексей Александрович, род. 2 апреля 1913, пос. Камешково.


Фотографии:



Совершив 22 июня 1941 года вероломное нападение на СССР, гитлеровское командование советскую авиацию считало заведомо слабее немецкой, самолеты – устаревшими, а летчиков – плохо подготовленными к воздушным боям, что, в конечном счете, было роковым заблуждением.

Лоханов Алексей Александрович родился в поселке Камешково.

В 1930 году окончил Камешковскую неполную среднюю школу №2. С 1930 по 1935 годы работал ткачом, слесарем, мастером, хронометристом на фабрике им. Я.М. Свердлова в пос. Камешково и на заводе им. М.И. Калинина в Москве.

По специальному комсомольскому набору в сентябре 1935 года Алексей Лоханов поступил в Военно-Воздушные Силы Красной Армии. В 1937 году окончил военную авиационную школу в г. Ворошиловграде /ныне г. Луганск/.

С 25 декабря 1939 года по 12 марта 1940 года участвовал в советско-финляндской войне. Основной фронт в этой войне проходил по Карельскому перешейку. В феврале–марте была прорвана считавшаяся неприступной линия Маннергейма, взят Выборг. Мирный договор 12 марта 1940 года установил новую государственную границу СССР, обеспечил безопасность города Ленинграда.

21 июня 1941 года экипаж лейтенанта Лоханова с двумя другими экипажами выехал в командировку за получением самолетов СБ на один из аэродромов 13 бомбардировочной авиационной дивизии. СБ – скоростной средний бомбардировщик конструкторского бюро А.Н. Туполева имел максимальную скорость 423 км/час и дальность полета 2150 км, 4 пулемета ШКАС 7.62 мм и бомбовую нагрузку 600 кг. Экипаж 3 человека.
В городе Жлобине Белорусской ССР экипаж Лоханова застала весть о начале войны. «Через несколько часов, – вспоминал позднее член экипажа стрелок-радист Владимир Судаков, – мы прибыли на аэродром и стали принимать приготовленные для нас самолеты. В это время с боевого задания вернулись летчики. Уже тогда из их коротких, отрывочных ответов на наши вопросы мы поняли, что враг силен, предстоят долгие и тяжелые бои».

130 ближне-бомбардировочный авиационный полк, в котором служил лейтенант Лоханов, был сформирован весной 1940 года близ города Гомеля Белорусской ССР. В экипаж, кроме пилота Алексея Лоханова, входили штурман Александр Медведев и стрелок-радист Владимир Судаков, оба из Горьковской /ныне Нижегородской/ области.
Первый боевой вылет летчики 130 ББАП совершили 22 июня 1941 года. Они бомбили немецкие склады в районе города Бяла-Подляска /Восточная Польша/. Так как у бомбардировщиков не было прикрытия из наших истребителей, в этом и в последующих вылетах полк понес большие потери.

24 и 25 июня экипаж лейтенанта Лоханова совершил два боевых вылета на самолете СБ. Утром 24 июня капитан Коломийченко, заменивший погибшего командира полка майора Кривошапко, поставил задачу шести экипажам нанести бомбовый удар по немецко-фашистским частям, движущимся по шоссе Кобрин-Картуз-Береза Брестской области. Расчет на внезапность оправдался. Над колонной с живой силой и техникой, не было вражеских истребителей. Немецкие зенитчики, открыв огонь с опозданием, подбили лишь один СБ.
25 июня группу из восьми СБ повел капитан Бугорков. На этот раз при подходе к цели группу СБ встретил плотный заградительный огонь, появились фашистские истребители. Вот как запечатлелись события того дня в памяти Владимира Судакова: «Против каждого из восьми наших самолетов было не меньше двух фашистских истребителей. Они непрерывно атаковали и в первую же минуту боя подожгли один наш самолет. Я видел, как из него кто-то выпрыгнул с парашютом. Затем вспыхнул фашистский истребитель, от него тоже отделилась черная точка – фашист покинул самолет. В прицеле моего пулемета на миг появился другой фашистский истребитель.
По «мессеру» разом хлестнули очереди – моя и стрелка-радиста Виктора Александровича из экипажа младшего лейтенанта Николая Шишкина. Немецкий летчик выпрыгнул из подбитой машины с парашютом, но через несколько секунд зажгли самолет Шишкина, и он покинул строй.

Фашисты, вопреки законам и обычаям воздушной войны, расстреливали тех наших летчиков, что выбрасывались на парашютах.
Именно так погиб командир группы капитан Бугорков. Пара «мессеров» атаковала самолет Тимощука и наш. Штурман Александр Медведев сбил одного фашиста огнем из пулемета. Как бы в отместку за это, фашисты тут же подожгли самолет Тимощука».
Так как прикрытия нашими истребителями не было, в этом неравном бою «мессеры» сбили семь самолетов СБ. «Мессершмитт-109» – зловещий немецкий истребитель /1936/. Максимальная скорость 570 км/ час, дальность полета 660 км. Вооружение – 1 пушка 20 мм, 2 пулемета 7.92 мм. Экипаж 1 человек.
25 июня лейтенант Лоханов с трудом дотянул свой изрешеченный в бою самолет до нашего аэродрома. Пробовал выпустить шасси – не получилось. Пришлось садиться на фюзеляж самолета.
В характеристике о представлении Алексея Лоханова к ордену Красной Звезды, командир 130 ББАП капитан Коломийченко и батальонный комиссар 3 ноября писали: «25 июня тов. Лоханов А.А. бомбил танковую колонну фашистов в районе Картуз-Береза. В это время на него напали истребители Ме-109 /до 14 самолетов/. Несмотря на
сильные повреждения, которые получил его самолет – до 200 пулеметных и 13 осколочных пробоин, был подбит правый мотор, тов. Лоханов задание выполнил и на одном моторе возвратился на свой аэродром. В воздушном бою 25 июня его экипаж сбил два фашистских истребителя Ме-109.

6 октября 1941 года при разгроме фашистской переправы через реку Угра в районе города Юхнов Калужской области самолет тов. Лоханова был атакован истребителями противника. В завязавшемся воздушном бою его экипаж сбил Хе-113, а при возвращении на свой аэродром им был настигнут и сбит групповым огнем Хе-111.
1 ноября 1941 года тов. Лоханову А.А. была поставлена задача обнаружить скопления противника и рассеять их. Несмотря на тяжелые погодные условия тов. Лоханов обнаружил фашистов. Сделал несколько заходов, бомбами и пулеметным огнем рассеял скопления противника».

Приведем данные на немецкие бомбардировщики, сбитые экипажем Алексея Лоханова. Хейнкель-111 /модификация Хейнкель-113/. Максимальная скорость 400 км/час, дальность полета 2300 км. Вооружение 3 пулемета 7.92 мм, 1000 кг бомб. Экипаж 4 человека.
Приказом № 0369 по войскам Западного фронта /командующий генерал армии Г.К. Жуков/ от 5 декабря 1941 года лейтенант Лоханов Алексей Александрович награжден орденом Красной Звезды.
До ноября 1941 года экипаж Лоханова сделал 14 боевых вылетов. Из них на самолете СБ – два вылета с налетом 6 часов 5 минут и на Пе-2 – 12 вылетов с налетом 13 часов 16 минут.
С 10 июля по 10 сентября 1941 года экипаж осваивал фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2. Это самолет конструкции Владимира Михайловича Петлякова /1940/. Максимальная скорость 540 км/час. Дальность полета 1200 км. Вооружение и бомбовая нагрузка: 3 пулемета 12.7 мм, 2 пулемета 7.62 мм, 600–1000 кг бомб. Экипаж 3 человека.

Первая воздушная армия. Сформирована в мае 1942 года. Поддерживала наступление войск Западного фронта на юхновском, гжатском и ржевском направлениях. Участвовала в Ржевско-Сычевской наступательной операции.

Старший лейтенант Лоханов Алексей Александрович – командир авиационного звена 204 бомбардировочной авиационной дивизии, 130 гвардейского ближне-бомбардировочного авиационного полка. Приказом по войскам Западного фронта /командующий генерал-полковник И.С. Конев/ № 0369 от 5 февраля 1942 года старший лейтенант Лоханов Алексей Александрович награжден орденом Ленина.
Выписка из наградного листа: «Тов. Лоханов А.А. является дисциплинированным, примерным командиром. Предан партии Ленина-Сталина и социалистической Родине. Свою преданность доказал на фронте Отечественной войны с германским фашизмом.

С начала Отечественной войны сделал 67 боевых вылетов. За это время уничтожил до 10 самолетов противника на аэродромах Московской области и 6 самолетов в воздушных боях, до 45 танков, до 60 автомашин и бронемашин, до 20 повозок с боеприпасами, до 12 орудий и до 350 гитлеровских солдат и офицеров. На территории, занятой противником, сброшено 230000 листовок.
Является одним из лучших летчиков части. Выполняет наиболее ответственные задания командования. Его экипаж – штурман старший лейтенант Медведев, стрелок-радист старший сержант Судаков – заслуженно считается лучшим экипажем-разведчиком, всегда дает командованию ценные, правдивые разведданные. Так, 16 января 1942 года, выполняя задание на разведку в районе города Брянск, несмотря на плохие метеоусловия, экипаж сообщил командованию ценные сведения о группировке сил противника. 17 января 1942 года экипаж обнаружил группировку противника у райцентра Орловской области – Болхова».
Выписка из наградного листа, датированного 14 августа 1942 года. «После того, как тов. Лоханов А.А. был дважды награжден, им совершено 43 успешных боевых вылета. 29 мая 1942 года, производя вылет на разведку аэродромов противника в районе Шаталово, Сеща, Боровское Калужской области, точно вывел самолет на вражеские аэродромы. Несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии и патрулирование звена истребителей противника, тов. Лоханов А.А. выполнил задание отлично, сфотографировал аэродром и доставил ценные сведения о противнике.

5 и 6 июля 1942 года тов. Лоханов А.А. принимал участие в массированном налете на артиллерийские позиции и пехоту противника в районах Кабала, Рагозино, Запрудное, Жиздра Калужской области. Задание на бомбардировку им было выполнено на «отлично», за что командованием дивизии его экипажу была объявлена благодарность. Все вылеты, произведенные экипажем тов. Лоханова А.А., подтверждены фотоснимками и показаниями других экипажей.
4 августа 1942 года, выполняя в паре задание на разведку в районе Зубцово, Сычевка, Ржев Калининской области, экипаж тов. Лоханова А.А. встретился со звеном истребителей противника Ме-109. В результате воздушного боя групповым огнем был сбит истребитель Ме-109. Второй истребитель был сбит экипажем тов. Лоханова А.А. Несмотря на то, что его самолет получил повреждение, он благополучно приземлился на своем аэродроме.

Как заместитель командира эскадрильи, тов. Лоханов Алексей Александрович воспитывает у подчиненных презрение к смерти и ненависть к врагу нашей Родины. Передает свой опыт молодому летному составу. Среди личного состава заслуженно пользуется авторитетом. За героизм и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий командования по разгрому немецких оккупантов, представляется к высшей степени отличия – званию Герой Советского Союза.
Наградной лист подписан командиром 130 ББАП майором Гавриловым и военным комиссаром 130 ББАП Невмержицким 14 августа 1942 года.
За 112 боевых вылетов капитан Лоханов Алексей Александрович 11 сентября 1942 года награжден орденом Красного Знамени.

Выписка из наградного листа от 20 февраля 1943 года. «После того, как тов. Лоханов А.А. был трижды награжден, его экипаж совершил 35 успешных боевых вылетов на самолете Пе-2. Заслуженно считается отличным летчиком части. Водил в бой группы 6–9 самолетов на бомбардирование живой силы, складов, техники, узлов сопротивления, мостов, железнодорожных станций, а также аэродромов противника. Успешность боевых вылетов подтверждается фотоснимками и донесениями наземных частей. Тактически грамотно заходит на цель, маневрирует в зоне зенитного огня, правильно организовывает оборону от истребителей противника. Выполняя задания командования, следует заданиям упорно, настойчиво и точно. Много раз летал на разведку войск и аэродромов противника и всегда давал ценные данные.
За время командования эскадрильей лично произвел 84 самолетовылета. Смелый летчик, проявлений трусости не было. Как командир, правильно руководит подчиненными. Среди личного состава заслуженно пользуется деловым и политическим авторитетом.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецкими оккупантами, представляется к званию – Герой Советского Союза.
В этой связи приводится выписка из еще одного наградного листа, датированного 12 августа 1943 года. «Лоханов Алексей Александрович, капитан, командир эскадрильи 130 Гомельского бомбардировочного авиационного полка. Член ВКП/б/ с 1942 года. Участвует в Отечественной войне по защите СССР с 22 июня 1941 года. С 3 сентября 1942 года в должности командира эскадрильи.
23 февраля 1943 года дважды водил девятку на бомбардирование узлов связи и войск противника в районе Жиздры Калужской области. Несмотря на огонь зенитной артиллерии и атаки двух истребителей ФВ-190 и двух Ме-109, задание было успешно выполнено. В воздушном бою группой сбито два истребителя противника, из которых один сбит воздушным стрелком-радистом экипажа тов. Лоханова А.А. младшим лейтенантом Судаковым. Сбитый истребитель был Фокке-Вульф-190. Максимальная скорость 570 км/час. Дальность полета 980 км. Вооружение 2 пушки 20 мм, 2 пуле-
мета 7.92 мм. Экипаж 1 человек.

17 апреля 1943 года тов. Лоханов А.А. ведущим девятки успешно бомбардировал летное поле противника в Сеща Калужской области. Результат бомбардировки сфотографирован.
6 мая 1943 года тов. Лоханов А.А. дважды летал на бомбардирование аэродрома противника в районе Сещи. В первом вылете – ведущим звена в составе девятки, во втором вылете – ведущим девятки. Результат бомбардирования сфотографирован.
С 7 по 10 августа 1943 года произвел 5 успешных боевых вылетов на бомбардирование узла сопротивления противника в пункте Гнездилово Калужской области. За успешные боевые вылеты без потерь экипажу Лоханова А.А. Маршалом авиации А.А. Новиковым объявлена благодарность. /Маршал Новиков А.А. до конца войны командовал ВВС Красной Армии. Как представитель Ставки Верховного Главнокомандования, координировал действия авиации фронтов/.
Тов. Лоханов А.А. – смелый и отважный летчик, не знающий страха и усталости в бою. Обладает отличной техникой пилотирования. За героизм и мужество представляется к правительственной награде – ордену Ленина. Командир 130 бомбардировочного Гомельского авиационного полка майор Гаврилов. 12 августа 1943 года.
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 24 августа 1943 года гвардии капитану Лоханову Алексею Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза.

В начале июня 1944 года войска Красной Армии вступили на землю Литовской ССР. Бои здесь продолжались до конца января 1945 года. На Первом Прибалтийском фронте активно участвовали в боях экипажи 122 гвардейского Гомельского бомбардировочного полка. В боях они очищали землю Литвы в Игналинском, Мажейском, Шилутском, Шауляйском районах от фашистских оккупантов. Мужественно сражался с врагом экипаж пикирующего бомбардировщика Пе-2 Алексея Лоханова.
В этом же году капитан Лоханов А.А. был отозван в Москву и получил новое назначение. Он стал инспектировать формирующуюся 1 авиационную дивизию Войска Польского. В этой дивизии прослужил до конца Отечественной войны. По некоторым данным, принимал участие в войне с Японией.

В годы Отечественной войны экипаж Алексея Лоханова в воздушных боях уничтожил 13 фашистских самолетов. Большинство боев было проведено на пикирующем бомбардировщике Пе-2 «Починковский комсомолец». Этот самолет был построен на личные средства комсомольской молодежи села Починки Горьковской области и подарен экипажу А.А. Лоханова. На митинге летчики обещали воевать по-гвардейски, мстить врагу за сожженные города и села, за слезы матерей и страдания детей.
В 1942 году экипаж Лоханова стали называть экипажем героев:
«Есть у нас, ребята, три бойца крылатых,
Я вам рассказать о них готов:
Это – смелых трое, экипаж героев -
Лоханов, Медведев, Судаков…»
Эти слова оказались вещими: все трое стали Героями Советского Союза. А в 1943 году газета «Красная звезда» назвала этот экипаж «истребителями фашистских истребителей».
Вернемся к рассказу о Алексее Александровиче Лоханове. Отечественную войну он закончил в звании гвардии майора. В 1947 году уволен в запас. Жил и работал в городе Баку Азербайджанской ССР.

Награжден Золотой Звездой, двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями. Умер 21 декабря 1974 года. Похоронен в г. Баку.

Летом 1977 года в Камешково приезжал его сын – Игорь Алексеевич Лоханов. Он передал Камешковскому историко-краеведческому музею некоторые личные вещи отца: очки летчика, портсигар, подаренный ему в день тридцатилетия боевыми друзьями /2 апреля 1943 года/, а также книгу «Золотые Звезды Азербайджана», в которой помещен очерк о советском асе Алексее Лоханове и несколько его фотографий. Игорь Алексеевич увез с собой то, на что давал наказ его отец – горсть камешковской земли на его могилу.
Мемориальная доска Лоханову Алексею Александровичу установлена на здании школы № 2 города Камешково 22 ноября 2007 года.

Наградные листы: