Видео-рассказы о жизни и творчестве Бориса Французова. (Часть 5)

За окном февраль, а это значит, что идут Дни памяти нашего земляка, Заслуженного художника России, графика Бориса Федоровича Французова. Мы предлагаем Вашему вниманию видео-рассказы о жизни и творчестве Бориса Французова.

Часть 5 из 7.

Кажется, невероятным, что множество разнообразнейших мотивов, претворённых в работы мастера, было открыто им на небольшом пространстве неброской равнины, раскинувшейся по берегам небольшой речки Уечки. Точный, острый глаз художника, а ещё более – сыновья привязанность к родной земле, любование каждой малейшей частью скромного и великого в своём долготерпении деревенского мира, переживание всех его невзгод, понимание себя как неотрывной части народа, глубокое ощущение историчности всех жизненных процессов – это и позволило мастеру раскрыть через пейзажи одного небольшого уголка всю сложность и красоту русской жизни.
Среди сотен графических листов немало пейзажей, посвященных Зауечью: «Зауичье летом, зимой, осенью», «утром, днем, вечером, в ведро и непогодь».
Юлия Николаевна Французова в своих воспоминаниях написала: «Лето вся семья проводила в Зауичье. Тогда деревня еще жила. Из Камешково до Дмитриково и Круглово четыре раза в день ходили автобусы. Работали сельские магазины, почта. Поля были засеяны пшеницей и рожью. Недалеко паслось совхозной стадо. И в самом Зауичье еще держали коров. С Ковровского завода в деревню приезжали рабочие на покос, заготавливали корма для скота. Чуть ли не до горизонта возвышались красавицы-стога, которые становились героями его произведений.
Художник работал в разных техниках: гравюра на дереве, линогравюра, акварель, пастель, гуашь, масляная живопись. Но именно в классической технике офорта он создал произведения большого художественного значения.
Французов шел к офорту от цветных этюдов. Борис Федорович в деревне с утра до вечера «красил» пейзажи гуашью и маслом, ловил мгновения — было ли это темное грозовое облако, или необычный закат. В день он рисовал пять-шесть рисунков. Он как бы схватывал цвет, пропитывался им, так сказать «запасал краски на зиму». Наступала осень, и семья переезжала обратно в город, Борис Федорович увозил с собой стопки цветных этюдов. Эти этюды и служили материалом для офортов, в которых как бы проступал набранный за лето цвет».
Лучшие пейзажи Французова – это тонкие нюансы состояния, глубокие чувства, размышления о земле и судьбах, живущих на ней людей, вера в нескончаемость жизни. Совершенствуясь как художник Б. Французов все чаще обращается к социально заостренным сюжетам. Значительное число его работ можно объединить в отдельный цикл, рассказывающий о драматической судьбе нашей деревни. К ним относится офорт «Стог в ненастье». Он создан художником в 1986 г. На нем изображен сельский зимний пейзаж. На первом плане большой стог сена. Он, как символ России. Какие бы враги не терзали ее, но тем не менее она жива. Даже вид этого стога напоминает нам шлем воина или луковку православного храма. Он стоит, обдуваемый ветрами, припорошенный снегом и выстоит, как и Россия. За ним деревенские дома, деревья, стога поменьше. А это значит, что деревня жива, в доме есть люди, живет семья, дети. И это внушает надежду.
Человеку нельзя жить без надежды. Борис Французов, на глазах которого произошло раскрестьянивание деревни, ее развал, верит в ее возрождение. Сейчас деревня нуждается в помощи – серьезной и конкретной, и художник своим творчеством зовет людей отдать долги «малой родине».
Этот офорт был подарен музею вдовой художника Юлией Николаевной Французовой в 2002 году на открытии экспозиции музея «Его присутствие на земле», посвященной Борису Французову.
Коллекция графики Бориса Французова в музее постоянно растет. В 2007 г. у нас появилась одна интересная работа Бориса Французова – офорт «Кошка на окошке. Тимка», созданный в 1988 г. Он был подарен музею бывшим директором департамента культуры Владимирской области Владимиром Ивановичем Балахтиным из личной коллекции. Это редкий офорт, можно сказать единственный. В коллекциях других музеев подобных работ Французова нет. На нем изображен кот Тимка, прикрывший нос лапой и мирно спящий на подоконнике открытого окна в доме деревни Зауичье теплым летним днем.
У этой картины очень трогательная история. Еще котенком Тимку подобрала и приютила семья Французовых. Летом он вместе с семьей приехал в деревню. Там он особо привязался к Борису Федоровичу, всегда сопровождал его на этюды. В конце лета Юлия Николаевна вместе с дочерью Валей, уезжая во Владимир, хотели забрать с собой подросшего за лето кота. Но в деревне Дмитриково (соседняя деревня с Зауичьем) он сбежал от них и дня через два появился в Зауичье, на подоконнике дома, где и был запечатлен обрадованным его возвращению хозяином.
В последние годы своей жизни Борис Федорович говаривал по поводу своей болезни: «…жалко…, только что-то понимать стал…». А нам, оставшимся, со временем становится яснее масштаб этой колоссальной художественной фигуры, которая на протяжении многих лет определяла для владимирских и российских художников желаемую высоту профессиональных, образных и духовных достижений.

(Использован материал книги Борис Французов и его время. Владимир. 2019)

Оставьте ваш комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*