Переписка писателя-народника И.Н. Харламова в фондах Российского государственного архива литературы и искусства

В данной публикации хотелось бы осветить некоторые неисследованные ранее стороны жизни и деятельности владимирского писателя-народника Ивана Николаевича Харламова (1854 – 1887). В процессе изучения его творческого наследия приходится сталкиваться с проблемой отсутствия неопубликованных источников, принадлежащих перу народника. Восполнить существующий пробел отчасти позволяют документы, содержащиеся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. Упомянутые материалы являются письмами, адресованными коллеге по перу, писателю народнического направления Филиппу Диомидовичу Нефёдову.

Филипп Диомидович Нефёдов (1838 ‒ 1902) – писатель, археолог, этнограф. Родился в селе Иваново Шуйского уезда Владимирской губернии (ныне город Иваново). Печатался с 1859 года, сотрудничал со многими периодическими изданиями, такими как «Век», «Московская газета», «Московские губернские ведомости», «День», «Санкт-Петербургские ведомости», «Молва», «Развлечение», «Русские ведомости» и др. Во второй половине 1870-х годов негласно редактировал «Ремесленную газету», с 1879 по 1881 годы являлся редактором газеты «Русский курьер». По замечанию известного владимирского краеведа А.В. Смирнова, время редактирования «Русского курьера» было «самым лучшим временем для Нефёдова во всех отношениях». С Владимирской губернией Нефёдова связывает не только место рождения, но и этнографические исследования, которые по просьбе Смирнова были помещены во «Владимирских губернских ведомостях». Кроме того, последние годы своей жизни писатель провёл в деревне Перебор Владимирского уезда (ныне Собинский район Владимирской области), где и скончался 12 (25) марта 1902 года[1].

В личном фонде Нефёдова в РГАЛИ (фонд 342) содержатся письма к нему Харламова и корреспонденция из Суздальского уезда в редакцию «Ремесленной газеты», также написанная Харламовым. Всего в названном фонде содержится 8 документов, принадлежащих Харламову. Переписку можно ориентировочно датировать 1875-80 годами, поскольку даты указаны не на всех документах. Обозначенный временной период связан с обучением Харламова в Санкт-Петербургском университете, началом его литературно-публицистической деятельности.

На рубеже 1875-76 годов Харламов направил редактору «Ремесленной газеты» Нефёдову два очерка под общим заголовком «Сельские картинки». В письме автор раскрывает замысел этих очерков: «Правдиво описать несколько выдающихся явлений сельской жизни, выясняя по возможности причины этих явлений, вот моё желание. Из ряда таких картинок, может быть, получится довольно полная картина обыденной сельской жизни».[2] Надо сказать, что пока не удалось обнаружить подобных публикаций, принадлежащих перу Харламова на страницах «Ремесленной газеты». Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном случае может идти об очерках, объединённых заголовком «Деревенские картинки», которые были напечатаны в журнале «Мирской толк» в 1883-84 годах[3], т.е. спустя восемь лет.

16 июля 1879 года Харламов направил в редакцию газеты «Русский курьер» корреспонденцию под заголовком «Из Суздальского уезда». В корреспонденции народник поднимает повседневные проблемы крестьянского населения Суздальского уезда: место размещения житниц (зернохранилищ) и сенных сараев, правила пользования просёлочными дорогами, неправомерное смещение с должности сельского старосты села Семёновское-Троицкое (ныне Семёновское-Советское Суздальского района). Харламов подчёркивает, что принимаемые порой бюрократические решения противоречат принципу целесообразности. Указывается на распространяемый либеральной печатью искажённый взгляд на деревню, как на место «пьяное с утра до ночи, с синяками и без признаков мысли и членораздельной речи», а на мужика, как на существо «без всяких признаков мысли и способности сознавать свои нужды и потребности»[4]. Можно утверждать, что корреспонденция не была опубликована, поскольку на ней стоит резолюция (возможно Нефёдова) – «неудобна». В сопроводительной записке Харламов сообщает, что за подобную корреспонденцию хотел бы получать гонорар по 3 копейки за строку.

Осенью 1880 года Харламов отправил Нефёдову свои рецензии на «Сборник материалов по общинному землевладению»[5]. Замысел рецензий (или «фельетонов», как называл их Харламов) заключался в стремлении «собрать и свести в одно целое характеристические черты общины, выпятив некоторые черты, как разные формы общинной взаимопомощи»[6].

Письма дают представление о сфере деятельности Харламова: в конце 1880 года писатель заведовал отделом критики и библиографии в журнале «Дело», при этом основная его деятельность была связана с газетой «Страна», где он, будучи с 1880 по 1882 годы в должности секретаря, заведовал хроникой и основной корреспонденцией. Есть в письмах упоминание и о журнале «Русское богатство». Издание было организовано на артельных началах под руководством Н.Н. Златовратского. В таком качестве журнал издавался в 1880 году и вплоть до №4 за 1881 год. По мнению советского исследователя Б.П. Козьмина, «Русское богатство» было «органом «последовательных народников», ставивших себе в заслугу «преимущественное народолюбие»»[7]. Членом «артели» писателей-народников был и И.Н. Харламов. В №1 «Русского богатства» за 1879 год он поместил очерк «Помочь (из обычно-общинных отношений)», в №3 и №4 за 1880 год – очерк «Женщина в русской семье». В одном из писем народник сообщает Нефёдову, что теперь с редакцией «Русского богатства» дел никаких не имеет[8], что позволяет датировать письмо второй половиной 1880 года.

Кроме этого Харламов, судя по письмам, в тот период имел отношение и к редакции журнала «Древняя и новая Россия». Он ходатайствует перед Нефёдовым о содействии со стороны «Русского курьера» «Древней и новой России» положительным отзывом. В качестве аргумента Харламов сообщает, что с нового года редактор и сотрудники журнала «почти все молодёжь, за исключением двух-трёх знаменитостей, вроде Костомарова, Неустроева и пр. … Молодёжь, – продолжает Харламов, – во всяком разе честная и желающая не на бобах разводить, а делом заниматься»[9]. В письме упоминается вышедшая первая книжка журнала. В №1 за 1881 год Харламов опубликовал свой очерк «Протопоп Иван Неронов», в №3 (на этом номере издание журнала было остановлено) – рецензии на книги Калачёва и Березанского, посвящённые сельским судам. В том же письме Харламов предлагает Нефёдову свой материал о священнослужителях[10]. Таким образом, период 1880 года можно назвать временем активной литературно-издательской деятельности Харламова.

Стоит заметить, что общение Харламова и Нефёдова было взаимовыгодным: Харламов, со своей стороны, содействовал реализации книги Нефёдова в Санкт-Петербурге, передавал её для написания рецензии М.А. Протопопову[11]. О трудностях, с которыми столкнулся Харламов в исполнении этой услуги, указано в его письме: «… ещё прошлой зимой чрез знакомого я предлагал Вашу книгу Стасюлевичу и Суворину. Купить эти магазины не пожелали, а предложили свои услуги относительно комиссии». Кроме того, Харламов рекомендовал книгу Нефёдова Гартье, и, наконец, «новому книгопродавцу, издателю» Цинзерлингу, с которым Харламов связывал определённые надежды: «может быть он купит, хотя очень, очень дёшево»[12]. Харламов упоминает об очерке Нефёдова «Салават, башкирский богатырь»: «Салават у Н.Н. [Златовратского]. Он читал статью и на днях будет писать Вам непременно». Вообще, судя по письмам, Харламов выступал своеобразным посредником между Нефёдовым и Златовратским: «Николай Николаевич даже думает, что Вы на него вконец осердились» – сообщает Харламов в одном из писем[13].

Имеются в письмах, хотя и немногочисленные, отступления от литературно-издательских вопросов. «Вам ведь известно, – писал Харламов Нефёдову осенью 1880 года, – что теперь и в литературе, и в жизни – «тишь, гладь – Божья благодать» и нового ничего нет, даже слухов никаких не ходит – слава Богу!»[14]. В данной реплике можно предположить сожаление по поводу того, что литературно-общественная жизнь замерла под влиянием правительственной цензуры. Питерцы же, по мнению Харламова, «вообще народ неторопливый, и это особенно странно ввиду их кажущейся (подчёркнуто Харламовым – С.Х.) торопливости».

Журналистская деятельность заставляла народника обращаться к злободневным темам, одной из которых было положение женских врачебных курсов в Санкт-Петербурге. Обстоятельную корреспонденцию по этому вопросу Харламов предлагал «Русскому курьеру». В письме он сообщает Нефёдову о том, что «благодаря подлому отношению к профессорам начальника Ник[олаевского] госпиталя Величковского и надзирательницы Ермоловой, профессора то и дело отказываются читать на курсах. И кажется недалеко то время, – восклицает он, – когда курсы практически уничтожатся за неимением профессоров по Естествознанию и Медицине (это в Питере-то!). Вот новый способ упразднить женское образование!..»[15]. На курсах в то время обучалась будущая супруга Харламова А.Н. Златовратская, поэтому он знал о проблемах учебного заведения не понаслышке.

Из писем можно почерпнуть и сведения о жизни Харламова в Петербурге. О том, что студенту столичного университета жилось в тот период нелегко, свидетельствует хотя бы тот факт, что в течение рассматриваемых пяти лет ему четырежды приходилось менять место жительства. Кроме того, в письмах к Нефёдову неоднократно встречаются просьбы поскорее выслать гонорары за статьи ввиду тяжёлого материального положения отца: на иждивении сельского священника из Суздальского уезда в то время находилось семеро детей, поэтому Харламов зачастую просил переводить деньги за публикации напрямую отцу. Из писем можно узнать, что Харламов с облегчением покинул столицу на время летних каникул в 1880 году: «Здесь летом я от всякой тоски и «разъедающей рефлексии» чуть было с ума не сошёл и до смерти обрадовался возможности отрясти от ног своих прах петербургский, хоть на месяц»[16].

Таким образом, исследованная переписка приоткрывает новые страницы жизни и творчества Харламова и Нефёдова, даёт представление о литературной и общественной атмосфере разночинной интеллигенции второй половины 70-х годов XIX века.

С.С. Харитонов

Опубликовано: Материалы XХ Межрегиональной краеведческой конференции (17 апреля 2015 г.). Владимир, 2016. С. 191-194.

[1] Подробнее о жизни и творчестве Ф.Д. Нефёдова см. Смирнов А.В. Ф.Д. Нефёдов. Его жизнь и деятельность // Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Книга XVIII. Владимир, 1917-1918. С. 1-25. В XVII и XVIII книгах Трудов ВУАК частично опубликованы письма к Ф.Д. Нефёдову разных лиц, однако писем И.Н. Харламова среди них нет). См. также: Писатели земли Ивановской: Биобиблиографический справочник. Ярославль, 1988. С. 186-190.

[2] Российский государственный архив литературы и искусства (далее – РГАЛИ). Ф. 342. Оп. 1. Д. 129. Л. 1

[3] Харламов И.Н. «Деревенские картинки»: «Шалят», «На волю» // Мирской толк. 1883. №15; 1884. №1–3.

[4] РГАЛИ. Ф. 342. Оп. 1. Д. 151. Л. 1.

[5] Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. Издание Вольного экономического и Русского географического обществ. Т. 1. СПб., 1880.

[6] РГАЛИ. Ф. 342. Оп. 1. Д. 200. Л. 9. Перу А.В. Смирнова принадлежит наиболее полная биографическая статья о Харламове, включающая библиографический список его работ (Смирнов А.В. Уроженцы и деятели Владимирской губернии. Вып. 1. Владимир, 1896. С. 144 – 159), однако упомянутые статьи в нём отсутствуют.

[7] Козьмин Б.П. Из истории революционной мысли в России. М., 1961. С. 430.

[8] РГАЛИ. Ф. 342. Оп. 1. Д. 200. Л. 7 об.

[9] РГАЛИ. Ф. 342. Оп. 1. Д. 200. Л. 2.

[10] Подобный материал на страницах «Русского курьера» обнаружить не удалось. Возможно, речь идёт о публикации: Веретевский (И.Н. Харламов). К вопросу о положении духовенства // Страна. 1880. № 91. С. 2 – 4, № 92. С. 2 – 4.

[11] Судя по их дате, речь идёт об издании: Нефёдов Ф.Д. Очерки и рассказы. Изд. 2-е, испр. и дополн. М., 1878.

[12] РГАЛИ. Ф. 342. Оп. 1. Д. 200. Л. 5, 6 об.

[13] РГАЛИ. Ф. 342. Оп. 1. Д. 200. Л. 2, 7об. Очерк «Салават, башкирский богатырь» был опубликован в №10 журнала «Русское богатство» за 1880 год.

[14] РГАЛИ. Ф. 342. Оп. 1. Д. 200. Л. 5.

[15] РГАЛИ. Ф. 342. Оп. 1. Д. 200. Л. 2, 7об., 8. О проблемах женских врачебных курсов см.: Харламов И.Н. Заметка о женских врачебных курсах (письмо в редакцию) // Страна. 1880. №85; Ландцерт. О женских врачебных курсах (ответ И.Н. Харламову) // Страна. 1880. №88; Харламов И.Н. Ответ г. Ландцерту // Страна. 1880. №93.

[16] РГАЛИ. Ф. 342. Оп. 1. Д. 200. Л. 6 об.

Оставьте ваш комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*