Камешковские летчики в первые дни войны
На фото вверху: участник Великой Отечественной войны К.И. Фокееев (г. Камешково).
В годы Великой Отечественной войны Камешковский район дал фронту очень много летчиков. До войны многие из них посещали Ковровский аэроклуб. Один из них – Иван Рахов (на фото крайний справа) станет летчиком и погибнет в октябре 1943.
В воспоминаниях о войне Ивана Удалова-Митина есть такой эпизод: «Разбудил нас утром страшный грохот и вой пикирующих на аэродром самолетов. Мы выползли на улицу. Фашистские самолеты кружились, пикируя, и десятками сбрасывали мелкие бомбы. Кто-то из наших летчиков успел подняться в воздух, и один против всей армады вел бой. Но что он мог сделать? Уже горели на линейке самолеты, горело каменное здание, где жили свободные от вахт летчики и мотористы, горела сама земля на аэродроме. За оврагом с обоих концов горело Копорье. А бомбы все сыпались и сыпались…»
Похожие ситуации 22 июня 1941 года происходили на многих аэродромах, расположенных у западных границ СССР. Ударам подверглись главным образом те аэродромы, на которых базировались истребители новых конструкций. В результате этих ударов и напряженных воздушных боев потери нашей авиации к полудню 22 июня составили около 1200 самолетов (в том числе уничтоженных на земле – свыше 800). Более половины этих потерь приходились на Западный фронт.
Камешковским летчикам посвящается…
22 июня не вернулся с боевого задания ТУРИКОВ Владимир Иванович, старший сержант 130-го бомбардировочного Гомельского авиационного полка. К 22 июня 1941 года полк базировался в Бобровичах и Гноево Гомельской области. На вооружении имел 38 самолетов СБ (скоростной бомбардировщик, созданный конструкторским бюро А.Н. Туполева в 1936 г.) Первый боевой вылет полк совершил 22 июня. Три девятки СБ без истребительного сопровождения бомбили объекты противника в районе Бяла-Подляска. В первом же вылете полк понес большие потери.
В этом же полку служил еще один наш земляк ЛОХАНОВ Алексей Александрович. В канун Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года экипаж лейтенанта Лоханова А.А. с двумя другими экипажами выехал в командировку за получением самолетов СБ на один из аэродромов 13 бомбардировочной авиационной дивизии. В г. Жлобине их настигла весть – война …
Экипаж лейтенанта Лоханова А.А. вступил в боевые действия и совершил 24 и 25 июня 1941 года два вылета на самолете СБ. 24 июня шести экипажам была поставлена задача – нанести удар по частям противника, движущимся по шоссе г. Кобрин – Картуз-Береза Брестской области. Расчет на внезапность оправдался: над вражеской колонной не было истребителей, зенитчики открыли огонь с опозданием. Был потерян только один экипаж.
В следующий боевой вылет 25 июня группу из восьми СБ повел капитан Бугорков. На этот раз при подходе к цели ее встретил плотный заградительный огонь, появились фашистские истребители. Вот так запечатлелись события того дня в памяти стрелка-радиста Судакова В.К.: «Против каждого из восьми наших самолетов было не меньше двух фашистских истребителей. Они непрерывно атаковали и в первую же минуту боя подожгли один наш самолет. Я видел, как из него кто-то выпрыгнул с парашютом. Затем вспыхнул фашистский истребитель, от него тоже отделилась черная точка – фашист покинул самолет. В прицеле моего пулемета на миг появился другой фашистский истребитель. По «мессеру» разом хлестнули очереди – моя и стрелка-радиста Виктора Александровича из экипажа младшего лейтенанта Николая Шишкина. Немецкий летчик выпрыгнул из подбитой машины с парашютом, но через несколько секунд гитлеровцы зажгли самолет Шишкина, и он покинул строй. Фашисты, вопреки законам и обычаям воздушной войны, обстреливали тех наших летчиков, что выбрасывались на парашютах. Именно так погиб командир группы капитан Бугорков. Пара «мессеров» атаковала Самолет Тимощука и наш. Штурман Медведев А.Н. сбил одного фашиста огнем из пулемета. Как бы в отместку за это, фашисты тут же подожгли самолет Тимощука».
Лоханов с трудом дотянул свой изрешеченный в бою самолет до аэродрома (получил до 200 пулевых и 13 осколочных пробоин, подбит правый мотор). Пробовал выпустить шасси, не получилось, пришлось садиться на «брюхо». 25 июня 1941 года из восьмерки бомбардировщиков, ведомой капитаном Бугорковым, из района Картуз-Березы возвратился лишь самолет лейтенанта Лоханова. К августу 1943 года А.А. Лоханов совершил 147 боевых вылетов и получил звание Героя СССР.
В первые дни войны погибли:
МАТВЕЕВ Василий Иванович, род. 1914, с. Коверино. 128 скоростной бомбардировочный авиаполк. Лейтенант, младший летчик Матвеев Василий Иванович погиб в воздушном бою 29 июня 1941 в районе Могилева.
ДМИТРИЕВ Константин Андреевич, род. 1918, д. Куницыно. Юго-Западный фронт, 17 авиационная дивизия, 91 истребительный авиационный полк, младший лейтенант, старший летчик эскадрильи. Член ВЛКСМ. Погиб в воздушном бою 2 июля 1941. Похоронен на кладбище с. Тарановка Каменец-Подольской области, Украинская ССР.
АНАНЬЕВ Павел Иванович, род. 1918, с. Чистуха. Северо-Западный фронт, 40 авиадивизия, 200 дальнебомбардировочный авиационный полк младший сержант, воздушный стрелок-радист. 7 июля 1941 года не вернулся с боевого задания.
Сейчас мало кто знает об ответных бомбардировках советскими летчиками территории Восточной Пруссии в первые дни войны. В них принимал участие ПАНКОВ Петр Сергеевич. Он уроженец д Петухово Савинского района. После окончания Ковровского педагогического училища в 1934 г. был назначен учителем Серебровской начальной школы, а затем ее заведующим. Призван в РККА 19 декабря 1939 года. Служил в 6 скоростной авиационной дивизии, 40 ДРАП (дальний разведывательный авиационный полк), младший сержант, воздушный стрелок-радист. К 22 июня 1941 года полк, в котором служил Панков П.С., имел на вооружении 54 самолета СБ и базировался в Виндаве (Латвия). Уже 22 июня 1941 г. экипаж П.С. Панкова в составе группы совершил налет на Кенигсберг, Тоураген и Мемель, который закончился успешно, бомбы были сброшены точно на объекты. Полк потерь не имел. Это был первый удар советских бомбардировщиков по военным объектам в тылу противника.
В сводке Совинформбюро за 24 июня 1941 года сообщалось: «В ответ на двукратный налет немецких бомбардировщиков на Киев, Минск, Либаву и Ригу советские бомбардировщики трижды бомбардировали Данциг, Кенигсберг, Люблин, Варшаву и произвели большие разрушения военных объектов». Конечно, относительно «больших разрушений военных объектов» информация сомнительна, но сам факт бомбардировок, безусловно, имел место. Положение на фронте заставило советскую авиацию отказаться от дальнейших ударов по территории Восточной Пруссии и перенести усилия на борьбу с наступающими моторизованными группировками противника.
Младший сержант Панков П.С. пропал без вести 25 июня 1941 года при выполнении боевого задания в районе Сувалки (Польша). По другим данным, сгорел в воздухе во время боя с противником при полете на Кайданы (Литва).
КОМАРОВ Дмитрий Иванович. Воевал на истребителях И-15, И-16, ЛАГГ-3. Участник первого вооружённого столкновения с фашистскими лётчиками в небе республиканской Испании 1936-1939 годов, с японской военщиной на р. Халхин-Гол в мае-сентябре 1939 года и первых месяцев Великой Отечественной войны.
С 8 августа 1940 года капитан Д.И. Комаров стал помощником командира 129 истребительного авиационного полка, а с 27 марта 1941 года он был назначен в звании майора командиром 181-го истребительного авиационного полка.
Истребительный авиаполк, которым командовал майор Комаров Дмитрий Иванович, был вооружён истребителями ЛаГГ-3 конструкции С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова (1940). Особенность данного истребителя в том, что он был сделан из дельта-древесины, обладал большой живучестью, но уступал немецкому истребителю Ме-109 в скорости (549 и 570 км/час). Полк входил в состав 44-й авиационной дивизии (командир полковник В.М. Забалуев), управление которой перед началом войны дислоцировалось в г. Умани Черкасской области. Дивизия входила в состав ВВС 6-й и 12-й армий Юго-Западного фронта, образованного из Киевского особого военного округа.
В первые дни войны войска Юго-Западного фронта отражали удары превосходящих сил немецко-фашистской группы армий «Юг», нанесли противнику большой урон в танковом сражении под Дубно, Луцком и Ровно в середине июля временно остановили врага под Киевом. Но на Умани назревали грозные события. 1-7 августа группа армий «Юг» с семью корпусными штабами и пятью танковыми дивизиями. В немецких сводках сообщалось, что немцы взяли в плен 103 тысячи человек, в том числе двух командующих армиями.
В сентябре 181-й истребительный авиационный полк майора Комарова Д.И. вошёл в состав 64-й авиационной дивизии. Этой дивизией командовал Герой Советского Союза (1939) генерал-лейтенант Г.П. Кравченко. (Погиб в воздушном бою 23 февраля 1943 года. Урна с прахом в Кремлевской стене). Дивизия входила в состав 6-й армии (второго формирования), которая обороняла рубеж по левому берегу Днепра северо-западнее Днепропетровска. К этому времени весь Днепр до самого устья оказался в руках немцев.
«Комаров Дмитрий Иванович, майор, командир 181 истребительного авиационного полка. Погиб при выполнении боевого задания 17 сентября 1941 года в районе пос. Царичанка. Похоронен в парке с. Юрьевка Царичанского района Днепропетровской области, Украинская ССР.
С.Б. Кудряшова
Оставьте ваш комментарий