Советские открытки Дергилёва Ивана Яковлевича.
Дорогие друзья, мы запускаем новую рубрику — «Фонды музея». В ней мы будем знакомить Вас с интересными и уникальными предметами и вещами, которые хранятся в нашем фонде.
И первые на очереди это советские открытки Дергилёва Ивана Яковлевича.
Чем дальше уходит эта эпоха, тем ярче проявляются лучшие образы советского строя. Советские открытки давно сделались объектом коллекционирования, и не только потому, что приуроченные к различным датам, они не просто миленькие картинки с набором стандартных изобразительных клише; это летопись нашего общества. Открыточные сюжеты всегда воспроизводили события и явления, смыслы и чаяния советских людей. Над ними работали известные художники. Один из них Иван Яковлевич Дергилев. В фондах нашего музея есть несколько его открыток.
Дергилёв Иван Яковлевич (1926 – 1997) принадлежит к когорте профессионалов, работы которых знают все коллекционеры открыток и помнит большая часть старшего поколения нашего общества. Анализ его творчества, которое продолжалось около сорока лет, позволяет говорить нам о том, что он был не только одним из ярких представителей жанра открытки, но и одним из основных создателей «лица» советской поздравительной открытки второй половины XX века. Интуитивно чувствуя запросы времени, он, как и художники агитационного искусства России 1920-х годов, делал то, что больше всего отвечало настроениям народа, и это у него получалось.
Тиражи открыток с его композициями в ряде случаев превышали миллионы экземпляров и часто допечатывались многие годы. Он работал во всех крупных советских издательствах, выпускавших открытки («Изобразительное искусство», «Советский художник», «Планета», «Плакат», «Аврора» и др.), но наибольшее влияние на его творчество оказала деятельность в Дирекции по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты (ДИЭЗПО) Министерства связи СССР. В 1960-е — 1990-е годы в «Дирекции» работала самая большая группа способных художников и фотографов, исполнявших композиции для марок, открыток, почтовых конвертов и телеграмм. Дирекция была монополистом по изготовлению почтовой продукции с марками, а в стране «доинтернетного» времени с традициями широкого празднования «красных дат» календаря почтовых поздравлений требовалось огромное количество. Каждая семья рассылала их своим родственникам и друзьям многими десятками. Вал продукции, исходившей из Дирекции, требовал постоянной подпитки новыми творческими идеями, и художники это делали.
Дергилёв много и очень разнообразно снимал цветы. С его творчеством связано становление и развитие темы полевых цветов в советской фотооткрытке.
Одна из его открыток внесена в Книгу рекордов за самый большой тираж – 55 млн. экз.
Спасибо за статью, только в следующий раз, пожалуйста, приглашайте корректора, чтобы исправлял ошибки. «Вы» в косвенном обращении пишется с маленькой буквы. Автор же не к кому-то конкретному тут обращается, а ко всем читателям.
Спасибо за комментарий, учтём!