Первые каменные храмы на Камешковской земле
Автор: С. КУДРЯШОВА
http://znamja.com/articles/media/2019/4/30/pervyie-kamennyie-hramyi-na-kameshkovskoj-zemle/
Для русского человека храм всегда был мерилом красоты, а храмоздательство – высшим благодеянием.
Великий подвижник Русской православной церкви святитель Феофан Затворник писал: «Из всех благодеяний, какими благодетельствует человек человеку, храмоздание есть самое большое и многообъятное». Почти все храмы на Руси и созданы, и украшены усердием и щедростью христолюбивых душ, желавших, подобно святым женам мироносицам, послужить Господу от имений своих. Одним из таких храмоздателей был Никита Иванович Акинфов.
Дворянский род Акинфовых тесно связан с Владимирским краем и внесен в шестую часть родословных книг Владимирской и Московской губерний. Сам Н.И. Акинфов и его предки записаны в Синодике Козьмина монастыря, находившегося в 40 км от Владимира. По одной версии, его род ведет свое начало от новгородского боярина Иоакинфа (Акинфа) Гавриловича, прозванного Великим и погибшим в бою под Переяславлем в 1304 году, по другой — от некоего Акинфа, выехавшего на Русь из Золотой Орды. Потомки Акинфа служили тверским, а позже московским князьям, были стольниками, воеводами, выполняли дипломатические поручения. В первой трети XVII века Акинфовым принадлежало 10 вотчин в 5 уездах, в том числе в трех — Владимирского края. Часть их многочисленных владений, разбросанных в Центральном регионе, находилась в границах современного Камешковского района.
Н.И. Акинфов сделал неплохую карьеру, дослужился до статуса думного дворянина и стольника. Сохранились записи о его богатых вкладах во Владимирский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Например, «блюдо антидорное заграничной работы», указаны «два сосудца сребреные с крышками и с крестами, ко всенощным, на вино и на елей». Он оставил о себе добрую память и в нашем районе – построил первые каменные храмы в своих вотчинах, относящиеся к XVII столетию и сохранившиеся до настоящего времени — в селах Леонтьево, Второво, Эдемское. Ранее возведенные в нашей местности вотчинные храмы были деревянными.
Леонтьево (Алексеищево)
Каменная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с теплым приделом во имя св. великомученицы Екатерины в селе Леонтьево сооружена по заказу Н.И. Акинфова в 1682 году. Кстати, в 17 веке это село имело другое название – Алексеищево. К церкви были определены священник, дьячок, пономарь и просвирница; приходских дворов тогда было — 1 помещичий, 58 крестьянских и 5 бобыльских. При храме имеется каменная с шатровым верхом колокольня, современная ей по постройке (перестроена в ХΙХ веке по проекту архитектора Н.Д. Корицкого).
Престолов в церкви три: в холодной — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в приделах теплых – в память Усекновения главы Иоанна Крестителя и во имя св. великомученицы Екатерины. В алтаре Екатерининского придела уцелели две первоначальные белокаменные плиты с надписями: «о здравии царя Федора Алексеевича и супруги его Агафии Семеновны» и «о здравии думного дворянина и воеводы г. Переяславля и наместника г. Юрьев-Польского Н.И. Акинфова и его родственников».
В церкви хранилась икона св. великомученицы Екатерины с частицей ее мощей. На задней стороне медного киота была сделана надпись: «Великое сие милосердие часть святых и многоцелебных мощей св. вмч. Екатерины вечно, и никому из той Божьей церкви не взимать, боясь страха Божия, а сии святые мощи благословил Переяславский протопоп Василий Федоров, как по указу Великих Государей на службе был думный дворянин и воевода Переяславский и наместник города Юрьев-Польский окольничий Никита Иванович Акинфов в 1685 году».
Второво (Три прудка)
В древности село Второво имело другое название – Три прудка, с появлением церкви оно стало Архангельским. Современный топоним — Второво — стал употребляться в начале 18 века. В XVII столетии эта местность тоже была вотчиной Акинфовых.
Каменная церковь Михаила Архангела с каменной шатровой колокольней построена по заказу Н.И. Акинфова около 1689 года и без существенных изменений сохранилась до настоящего времени. В приходе тогда состояло «20 дворов крестьянских средних и 10 дворов крестьянских «молотчих». Сообразно этому положено с церкви «дани 32 алтына и 5 денег, заезда гривна».
Это незаурядный по своим художественным качествам сельский храмовый комплекс. Престолов в церкви три: в холодной части — во имя Архангела Михаила, в приделах теплых — в честь св. мученика Пантелеимона и Николая Чудотворца.
В алтаре холодной церкви сохранился деревянный крест, на котором записано время построения церкви окольничим Н.И. Акинфовым. Около жертвенника в стене имеются две надписи: первая — «Помяни Господи родителей Великого Государя и Великого князя Федора Алексеевича и царицу Агафью Семеновну и великую княгиню Евдокию, во иноцех Ефросинию, Стефана, Потапия, Харитона». В другой поименован род дворян Акинфовых.
Из числа икон достоин особого внимания небольшой образ св. мученика Пантелеимона с частицею святых мощей в особом ковчежце, на задней стороне которого написано: «7192 года сими святыми мощами благословил Переяславский Воскресенский протопоп Василий окольничего Никиту Ивановича Акинфова, как по указу великих государей был полковым и воеводою в Переяславле и наместником Юрьева-Польского и тоя ради благодати во имя великомученика церковь Божия построена во Владимирском уезде Боголюбовском стану в старинной вотчине в селе Трехпрудках, ныне благодатию Божею зовомо то Село Архангельское, и сии святые мощи тамо ныне устроены на исцеление всем православным христианам».
Эдемское
Церковь Всех Святых с приделом Дмитрия Солунского возведена около 1691 года. Первоначально небольшая колокольня примыкала сбоку к притвору. В 1783 году ее разобрали и построили существующую, был значительно расширен северный придел.
Храм близок широкому кругу памятников нарышкинского стиля; колокольня отражает архаичные тенденции, связанные с местными традициями, северный придел характерен для периода эклектики. Здание отличается довольно сложной объемно-пространственной структурой с асимметричным планом. Росписи — начала ХХ века в стиле В.М. Васнецова.
Воскресенское (Старое Заозерье, Терехово)
Село Старое Заозерье в 17-м – начале 18 века находилось в вотчине рода Акинфовых. Первое документальное упоминание о Воскресенской церкви относится к 1642 году, когда селом владел Архип Акинфов. В 1706 году окольничий Н.И. Акинфов в своей вотчине на пустой церковной земле, что в Заозерье, построил новую деревянную церковь во имя Воскресения Христова с приделом во имя св. Федора Сикеота. К этой церкви были определены священник, дьячок и просвирница, отведено «для причта земли 17 четвертей в поле и сенных покосов 20 копен». В приходе тогда числилось 10 дворов крестьянских. Дани было положено «19 алтын и 4 деньги, заезда гривна».
Вместо этой церкви в 1794 году на средства помещицы генеральши Марии Федотовны Брылкиной построен новый каменный храм.
***
Свою жизнь Никита Иванович Акинфов закончил в монастыре. После смерти первой супруги он женился во второй раз на Аксинье Абрамовне Лопухиной, которая была сродни Евдокии Федоровне Лопухиной, жене Петра Ι. Но после того как царицу постригли в монахини, опале подверглись и родственники Лопухиных, в том числе и Н.И. Акинфов. Все его имения были конфискованы и перешли в собственность Петра Ι. Однако царь ограничился лишь тем, что в 1721 году велел ему стать монахом Кирилло-Белозерского монастыря и назначить наследника своих владений. Им стал его внук Николай Кинбарович Акинфов.
Храмы, возведенные Н.И. Акинфовым, сохранились до настоящего времени и являются украшением Камешковского края. Не пропали в истории и его потомки. Юрий Николаевич Акинфов, правнук, прославился смелостью в Чесменском сражении и стал одним из первых офицеров, награжденных орденом Георгия. Его имя запечатано на стенах Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца вместе с именами других кавалеров этого ордена. Владимир Николаевич Акинфов исполнял обязанности владимирского вице-губернатора, а с 1893 года – губернатора города Симбирска.
Все очень интересно.Хотим больше знать об истории храмов и их благотворителях.