«ОНИ ЗАЩИЩАЛИ МОСКВУ». 20 апреля 1942 года завершилась битва за Москву.

20 апреля 1942 года завершилось одно из самых важных и кровопролитных сражений Великой Отечественной войны — битва за Москву, длившаяся с 30 сентября 1941 года. В ней принимали участие и внесли неоценимый вклад и наши земляки.

За период сражения под Москвой нашими летчиками-истребителями и артиллеристами-зенитчиками было уничтожено около 1400 самолетов. Будущий Герой СССР БЛОХИН Иван Иванович (уроженец с. Фомиха) во время битвы за Москву 12 октября 1941 года лично сбил истребитель Ме-109 над колонной немецко-фашистских войск в районе Медыни, а 18 декабря 1941-го звеном Блохин-Недошивин-Коняхин сбит Ме-110 в районе Сафонихи (подтверждено наземными войсками).

           171 авиационный полк, в котором служил младший лейтенант Иван Павлович ДЕВЯТКИН (д. Лубенцы), входил в состав 6 истребительного авиационного корпуса противовоздушной обороны Москвы. Сразу после формирования корпус выполнял задачи ПВО Москвы и важных объектов Центрального промышленного района от массированных ударов немецкой авиации. 22 июля 1941 года полки корпуса отразили первый массированный налет (более 200 тяжелых бомбардировщиков) авиации противника на Москву, к городу удалось прорваться только нескольким одиночным самолетам. И.П. Девяткин получил боевое крещение под Тулой осенью 1941 года. Летчики вылетали от трех до пяти раз в день на прикрытие наших отступающих войск, на штурмовку немецких танков, автомашин, артиллерии, пехоты, боевых позиций вражеских войск и выполняли по 2-3 задания ночью, отражая налеты фашистской авиации на Наро-Фоминск, Дорохово, Звенигород, Истру, Крюково, Дмитров. Кроме того, несли патрульную службу в воздухе, барражируя парами истребителей над Москвой на разных высотах, прикрывая железнодорожные пути от московских вокзалов до городов Серпухов, Кашира, Коломна, Шатура.

Охраняли небо Москвы прожектористки Александра Михайловна САРЫЧЕВА, Клара Ивановна КОШЕЛЕВА.

Александра Михайловна САРЫЧЕВА

В середине октября началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, промышленных предприятий, населения. С 20 октября в Москве введено осадное положение. Но несмотря на все трудности И.В. Сталин принял решение провести парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Подготовка к нему шла в строгой секретности. Парад был продуман, как военная операция, до мельчайших деталей. В параде участвовали: «Личный состав: Пехота – 69 батальонов – 19044 чел., вооруженные рабочие – 20 батальонов – 5520 чел. Конница: 546 чел. Стрелковые и пулеметные части – 5 батальонов – 732 чел. Артиллерия: 140 орудий – 2165 чел. Танки: 100 – 450 чел. Всего людей 23467».

            Среди участников этого парада был и уроженец д. Тереховицы Камешковского района Анатолий Сергеевич ПЛЕШАНОВ. Он воевал в прославленной танковой бригаде под командование М.Е. Катукова. В октябре их перебросили в Подмосковье, чтобы принять участие в кровопролитных боях на р. Ламе.

             5 ноября роту механиков-водителей танков Т-34 неожиданно вызвал к себе М.Е. Катуков и сообщил, что им выпала большая честь принять участие в параде войск на Красной площади: «Вам предстоит выполнить благородную миссию. На параде вы будете представлять наш род войск. Запомните, что вы являетесь частью нашей Армии, а она сильна и непобедима».

И рота начала готовиться к параду. С боевых позиций отвели свои машины в Химки. Помыли их, почистили и провели репетицию. На рассвете 7 ноября они вышли на Манежную площадь столицы.

«Начался парад. Мы видели, как красиво, строгими рядами прошли пехотинцы, проскакала кавалерия, проехали артиллеристы со своими орудиями, прошли легкие танки. За ними двинулись и наши Т-34. Хотя внешне мы были спокойны, но напряжение для нас было велико, волновались. Над Москвой было хмурое утро, тучи шли низко, шел небольшой снежок. Обстановка была торжественно-строгая, соответствовала военному времени. Мы знали, что с парада — сразу в бой. Уже в 16-00 вечера у д. Крюково мы встретили немецкие танки и сокрушили их».

То, что парад войск, несмотря на тяжелое положение под Москвой состоялся, много тогда значило. Это событие вселило уверенность народа в непоколебимость нашей армии. «После него 8-9 ноября шли непрерывные бои у стен столицы, а уже 10 ноября мы стали теснить фашистов. Первый город, который мы отстояли, был Клин. А 16 декабря мы уже были в 180 км от столицы и освобождали город Калинин».

22 ноября танки генерала Г. Гота вошли в Клин, через два дня дивизии генерала К.К. Рокоссовского вынуждены были оставить Истру, а 28 ноября авангарды 7-й танковой дивизии противника вышли к каналу Москва-Волга в районе Яхромы, форсировали р. Нара севернее и южнее Наро-Фоминска, подошли к Кашире с юга. Сражения достигли переломной точки 1 декабря, когда немцы ввели в бой последние резервы, захватив Белый Раст и Красную Поляну, откуда можно было вести артобстрел Москвы. Но дальше немецким войскам продвинуться не удалось. 74-я отдельная морская бригада в которой служил наш земляк ГОЛУБЕВ Григорий Иванович (д. Новая Быковка, погиб 28 января 1942) прибыла под Москву в район Белого Раста. Обстановка была крайне напряженной, до Москвы оставалось 25 км. Вермахт бросил на Москву танковую армаду Гудериана. Завязались ожесточенные бои за это село. Три дня оно переходило из рук в руки. Моряки отчаянно сражались за каждый дом и выстояли, не пропустив врага на своем участке. Сегодня на поля Белого Раста возят нахимовцев, чтобы ребята увидели места, где морские пехотинцы зимой сорок первого, сбросив маскхалаты и надев бескозырки, тридцать пять минут бежали под гору под пулеметным огнем. Морские пехотинцы наводили ужас в стане врагов. Когда в бой шли люди в полосатых тельняшках, противник уже не думал о наступлении.

         В 71-й морской стрелковой бригаде служил Владимир Васильевич АЛЕКСЕЕВ (уроженец д. Брызгалово). 1 декабря 1941 года она с ходу вступила в бой в районе г. Дмитров. «Помню д. Языково. Этот населенный пункт переходил из рук в руки несколько раз. Моряки и солдаты бригады в этих боях сражались до последнего дыхания. Несмотря на ранения, многие оставались на поле боя и продолжали сражаться. Это были действительно герои, которые отстояли Москву. Многие остались навечно в Подмосковье. Под их натиском немцы в панике бежали, бросая танки, машины, пушки и другую технику. До настоящего времени в моей памяти остались названия пройденных с боями сел и деревень Подмосковья. Особенно памятен бой за село Спас-Помазкино (Волоколамский район). Располагалось оно на возвышенности. Наступали утром. Подступы к селу открытые. Разведка доложила, что в школе, которая была первой на пути наступления, находятся мирные жители, а немцы —  среди них и вокруг школы. Артиллерии вести огонь по школе было нельзя, пришлось наступать без ее помощи. Бой был очень тяжелым. Когда мы приблизились к школе, жители стали выпрыгивать из окон, а немцы стреляли по ним… Неся большие потери, сжигая населенные пункты на пути своего дальнейшего бегства, фашисты стали отступать. За героизм и мужество, проявленные в боях под Москвой, 71 бригада в числе первых получила звание гвардейской и переименована во вторую отдельную гвардейскую стрелковую бригаду, награждена орденом Красного Знамени, а мы – участники этого памятного сражения награждены медалями «За оборону Москвы».

Оставьте ваш комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*