Выставка «Духовные послания Петра Дика» (репродукции из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника)
Мы давно привыкли к таким определениям как «национальное искусство», «региональная школа». Казалось бы, все правильно: художник живет в той или иной стране, работает в том или ином городе, и это накладывает отпечаток на его творчество. Но есть мастера, чьи произведения понятны любому человеку, вне зависимости от того, на каком языке он говорит. Безусловно, к числу таких художников относится и Петр Дик.
Петр Гергардович Дик родился на Алтае в семье российских немцев, окончил Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра, затем Московское высшее художественно-промышленное училище. Подлинно творческое самоопределение пришло к художнику на владимиро-суздальской земле, где он жил с середины 1960-х годов.
На выставке представлены репродукции произведений последних трех десятилетий жизни мастера. Это работы, в которых ярко воплощены особенности художнического мировоззрения Дика.
Свой творческий метод художник определял как «вычитание случайностей» во имя художественной выразительности и проникновения в сокровенную суть явлений. Предметный мир, дематериализуясь в произведении, трансформируется в язык пластики, где действует свет, ритм и цвет. Возникает некая двойственность реального и ирреального. Дик говорит со зрителем языком лаконичным и в высшей степени пронзительным. Сам художник признавал, что драматизм или даже трагизм – чувства, превалирующие в его творчестве. Истоки такого подхода кроются в детских впечатлениях, когда маленький мальчик из репрессированной семьи впервые почувствовал диссонанс между фальшью общества и первобытной истинностью мироздания. Соотнося крупные локальные цветовые массы, художник создает в своих работах невероятное, подспудное напряжение. Композиции пастелей Дика, по большей части, статичны. Внешнее движение уступает место внутреннему, эмоциональному, поэтому эти произведения требуют очень неторопливого и внимательного всматривания.
Ретроспективный взгляд на творчество Дика помогает увидеть, как менялось мировоззрение художника. В произведениях очевиден переход от глубокого трагизма 1980-х к тихой, просветлённой грусти 2000-х годов. Всё чаще колорит работ становится более светлым, полифоничным, в композициях появляются умиротворяющие дали.
Искусство Петра Дика, лишённое внешней повествовательности и заигрывания со зрителем, по-настоящему гуманистично. Оно заставляет отвлечься от всего суетного, наносного и задуматься, как бы пафосно это не прозвучало, о смысле бытия, о ценности и хрупкости человеческих взаимоотношений, об истинной духовной красоте.
На выставке представлена лишь малая часть произведений художника, находящихся в собрании музея-заповедника. Значительное пополнение авторской коллекции произошло в 2003 году благодаря дару вдовы художника К.С. Лимоновой, которой мы выражаем искреннюю признательность.
Дик Петр Гергардович (1939-2002)
1939 — родился в селе Глядень Благовещенского района Алтайского края
1962 — окончил Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра
1973 — окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское)
1977 — принят в члены Союза художников СССР
1991 — присвоено звание Заслуженного художника России
1999 — присвоено звание Народного художника России
2002 — скончался в городе Ворпсведе (Германия), во время творческой командировки. Похоронен во Владимире.
Произведения Петра Дика хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), в музеях Омска, Липецка, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Орла, Тулы, Тюмени, в коллекции редакции журнала «Наше Наследие» (Москва), в Государственном собрании картин Мюнхена (Германия), в резиденции Посла Германии (Москва), в частных собраниях России и за рубежом.
Оставьте ваш комментарий