Видео-рассказы о жизни и творчестве Бориса Французова. (Часть 4)

За окном февраль, а это значит, что наступают Дни памяти нашего земляка, Заслуженного художника России, графика Бориса Федоровича Французова.
Мы предлагаем Вашему вниманию видео-рассказы о жизни и творчестве Бориса Французова.

Часть 4 из 7.

Заслуженный художник России Борис Федорович Французов прекрасно владел техникой офорта, и не многие современные графики могли сравниться с ним в этом искусстве.
Ему пророчили карьеру живописца, но он вдруг обратился к графике. Неожиданное увлечение привело к стремительному росту: он участвовал в выставках, стал кандидатом в Союзе художников, поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище.
— Похоже во мне, — говорил Б. Французов, — всегда сидел рисовальщик, с тех самых пор, как в первом классе я изобразил ведро и грабли, понравившиеся учительнице. Позже, когда стал писать пейзажи маслом, мне постоянно хотелось и цвет схватить, и порисовать. Маслом цвет возьмешь, а рисунок вывести трудно. Графика же для меня открыла самый широкий простор.
А когда после Строгановки он вернулся во Владимир, возглавил секцию графики. Талант художника, личное обаяние, качества лидера Бориса Федоровича Французова сыграли большую роль: «владимирская графика» вышла на твёрдую дорогу признания, о ней говорят, пишут, как и о получившей ранее известность «владимирской живописи».
«Офорт требует терпения, но зато позволяет графику полнее реализовывать свои возможности и создавать более глубокое по содержанию, точное по исполнению произведение. Возможно, именно сложность работы в этой технике и манере и привлекает меня», — писал Б.Ф. Французов.
В 2014 году на средства Министерства культуры наш музей приобрел 14 офортов художника. Среди них офорт «Осенний разговор», созданный в 1981 г. На нем изображена деревенская улица, последние лучи осеннего солнца, зябкий ветер гуляет вдоль незатейливых старинных домишек, и две немолодые женщины застыли в минутной соседской беседе. Обычная сцена обычной жизни, но почему-то кажется, что мы уже это видели, слышали их разговор, и этот ветер пронизывает и нас, мы даже знаете, что произойдет дальше. Ощущение подлинности, поэтичности и красоты этих, казалось бы, незначительных событий дает нам искусство.
Борис Французов говорил об этом офорте: «Этот офорт – работа очень для меня дорогая. Здесь мое родимое Зауичье, где воспитывали меня с двух лет дед и бабушка, когда в 1942 году умерла мать. Пейзаж у нас плоский нелесной, а нет деревни красивей. И речка наша славно зовется – Уечка. Когда-то деревня была самой большой в округе – двести дворов. Теперь семь семей осталось.
Я ведь художественную школу во Мстере окончил, и, хоть в миниатюре почти не работал, детальная скрупулезная разработка плоскости мне по душе. После Строгановки я линогравюрой занимался, но она не давала каждый сантиметр вовсю использовать. А офорт позволяет мне иголкой мельчайшую травинку и ветку изобразить подробно, любезно. Школа Мстеры даром не прошла. Но техника, я считаю, дело третье. Художник – это сердце, мысль, а потом уже техника.
Да, я часто обращаюсь к пейзажу. Он не просто простор и красота, но еще и колыбель национального характера, и глубинный свидетель истории. Атрибуты внешние, броские я как раз прячу, хотя примет времени не избегаю – вон столбы-то везде стоят.
Встречался я тут с молодыми поэтами. Способные ребята, но кажется порой по стихам, что нет у них землицы-то ни под ногами, ни на ногах. Тяжела она бывает, эта земля, но нельзя без нее идти в русское искусство, в отеческую литературу. Ведь так?»
Его малая родина, деревня Зауичье Камешковского района Владимирской области, казалась ему чем-то самым святым на земле. Она была для него не только неиссякаемым источником вдохновения, но и точкой отсчета, с которой начиналась не только его жизнь, но и жизнь России. Он любил эту землю по-сыновьи благодарно и преданно. И выразил эту любовь в пейзаже. Для Бориса Французова «пейзаж – это родина». В каждый офорт он вкладывал столько усилий и любви, будто это его последнее творение.

(Использован материал книги Борис Французов и его время. Владимир. 2019)

Оставьте ваш комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*