Фотовыставка «С «лейкой» и блокнотом» (из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника)
«Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата,
всегда в конечном счёте глядит через него в историю…»
Константин Симонов
Семьдесят лет отделяют нас от событий Великой Отечественной войны. О проявленных в этой кровопролитной войне мужестве и подвигах советских людей остались многочисленные свидетельства, запечатлённые в фотографиях, кинокадрах, архивных сведениях и мемуарах. Но что значат эти документальные материалы без внимания со стороны ныне живущих и потомков? Передавая эстафету памяти от поколения к поколению, мы каждый раз воскрешаем доблестные образы тех людей, которые выполняли свой долг и жертвовали жизнью ради мирного будущего. В канун празднования Дня Победы давайте вспомним имена отечественных фотокорреспондентов, прошедших «с „лейкой“ и блокнотом, а то и с пулемётом, сквозь огонь и стужу…» 1941–1945 годов.
Свыше двухсот фоторепортёров, корреспондентов центральных и армейских газет вели летопись Великой Отечественной. Их работы наполнены трагизмом, истинными эмоциями, неподдельной человеческой сущностью. Многие не вернулись с этой войны. Их негативы бережно сохраняли солдаты до возвращения на Родину. Журналисты также воевали… Только в их руках была не винтовка, а фотокамера, которая порой «выстреливала» не хуже снайперской винтовки.
Советский военный фоторепортаж запечатлел события первых тяжёлых месяцев войны. Фотографы самоотверженно снимали эпизоды обороны городов, показывали геройство, проявленное при обороне стратегически важных районов, таких, например, как Одесса и Севастополь, как плацдарм Малая земля под Новороссийском. Корреспонденты сражались и фотографировали на передовой линии фронта, в партизанских отрядах; их снимки, доставляемые в редакции газет, будучи опубликованными, приобретали огромную патриотическую силу.
Мобильность фототехники давала несомненные преимущества фотографии перед изобразительными искусствами, иногда даже перед военной кинохроникой. Фотографы в передовых шеренгах воинов сопровождали войска в годы наступательных боёв от Волги до Эльбы.
Снимки военных лет, донесшие до нас фронтовые будни, с годами приобретают всё большую ценность – в них остаётся вечно действующая психологическая правда ситуаций и человеческих переживаний. В какой бы период войны ни были сделаны эти снимки: в блокадном Ленинграде, в уличных боях в Сталинграде, в партизанских отрядах, на освобождаемых землях Польши, Чехословакии, Югославии и других стран, – особенно ценными оказываются кадры, в которых обыденность сочетается с образным обобщением. Всматриваясь в фотографии войны, мы воспринимаем их именно как произведения исторического жанра. Снимки, имевшие когда-то достоинства документов дня, по прошествии десятилетий приобретают ещё большую эпическую ценность. Они доносят до людей новых поколений трепет страстей, страданий, переживаний уже далёкого прошлого.
Многие сильные, беспощадные по своей выразительности снимки советских фотографов увидели свет на стендах послевоенных выставок – отечественных и международных. Напоминая о войне, они взывают ныне к сохранению мира на Земле. В этом отношении советская документальная фотография сказала своё веское слово как гуманистическое искусство, озабоченное судьбами человечества.