Музейный проект «Ищите без вести пропавших» Часть 4. Защищая прибалтийское небо (Воздушный стрелок-радист Петр Панков).

В канун 80-й годовщины начала Великой Отечественной войны приходится констатировать, что события первых дней войны до сих пор мало освещены в отечественной историографии. Наших земляков, принявших участие в Великой Отечественной войне с первых дней, было немало и судьба многих из них до сих пор остается неизвестной.
Один из них, бывший учитель и заведующий Серебровской школы Петр Сергеевич ПАНКОВ. Он уроженец д. Петухово Савинского района, род. в 1914 г. После окончания Ковровского педагогического училища в 1934 г. был назначен учителем Серебровской начальной школы, а затем с 1937 по 1939 гг. был ее заведующим. Проработав в Серебровской школе 5 лет, он был призван в РККА 19 декабря 1939 года. Служил в 6-ой смешанной авиационной дивизии (САД), 40-ом скоростном бомбардировочном авиационном полку (СБАП). Полк базировался в Виндаве (Латвия), имел на вооружении 54 самолета СБ.
О военной судьбе П.С. Панкова можно найти много разноречивых сведений. Ковровская Книга Памяти сообщает о нем как о погибшем в июне 1941 и похороненном в м. Кедайняй, Литва, по другим источникам он числится пропавшим без вести 25 июня 1941 г. в районе Сувалки (Польша).
В материалах музея Серебровской школы есть сведения, полученные от его сестры Виноградовой Зинаиды Сергеевны, проживавшей в Костроме. Она писала школьникам, что «На третий день войны, летчики его авиаполка были посланы бомбить Берлин. Никто из них не вернулся. Так погиб мой брат».
Единственный документ, уточняющий судьбу П.С. Панкова, опубликован на сайте ОБД «Мемориал» Центрального архива Министерства обороны, где сообщается, что он вместе с экипажем 25 июня 1941 года сгорел в воздухе во время боя с противником в районе Кедайняй /Литовская ССР, Паневежский уезд/.
Он погиб, защищая прибалтийское небо и разделив с однополчанами трагическую судьбу первых дней Великой Отечественной войны, до предела насыщенной борьбой с превосходящим по силе противником.
22 июня 1941 года немецкая авиация атаковала 11 советских аэродромов Прибалтийского военного округа, в том числе и Виндаву, где базировался 40 бомбардтровочный авиаполк. Немецкие летчики отмечали, что при первой атаке бомбили совершенно незамаскированные самолеты, стоявшие на аэродроме, как на параде.
Еще вечером 21 июня 1941 года в штабы приграничных округов была отправлена так называемая Директива № 1, гласившая: «войскам быть в готовности отразить нападение, но не поддаваться на провокации». Получив такое указание, большинство командиров авиационных частей не позволили своим пилотам атаковать самолеты Люфтваффе во время первых немецких налетов по советским аэродромам. Не решился отдать приказ на отпор агрессору и командир 6-й авиадивизии Иван Логинович Федоров, которому подчинялся 40 СБАП.
В результате утренних налетов полк потерял 8 самолетов СБ. После окончания первого налета, командование полка приняло решение перебазировать самолеты на аэродром Биржай. Первая группа в составе 13 СБ и одного У-2 взлетела с аэродрома Виндава в 04:10. Позже в 12:20 аэродром покинуло еще 14 СБ. Погибших в полку от бомбежек на аэродроме в этот день было 2.
Но все же попытки ответить такими же ударами по системе базирования ВВС противника были.
Командующий ВВС Прибалтийского военного округа генерал-майор авиации Алексей Павлович Ионов уже в 04:40 в штабы соединений направил приказ: «Противника уничтожать».
Бомбардировкам подверглись Тильзит, Вишвилл, Жиллен. 40 бомбардировочный авиаполк совершил налеты на Кенигсберг и Мемель. В воспоминаниях И.Л. Федорова о первом дне войны есть эпизод об этом налете: «Порадовал майор Могилевский.
– Налет на Кенигсберг и Мемель закончился успешно, – сообщил он мне по телефону. – Был мощный зенитный огонь, но бомбы сброшены точно на объекты. Потерь не имеем».
Это был первый удар советских бомбардировщиков по военным объектам в тылу противника. Немецкие источники не опровергают эти налеты, но указывают на отсутствие каких-либо значимых результатов бомбардировок.
События в Прибалтике развивались стремительно, немецкие танковые группы взломали построение войск фронта на границе и продвигались на Шауляйском и Вильнюсском направлениях. Командующий СЗФ принял решение «о нанесении удара по противнику, прорывающемуся на Таураге». В части, касающейся действий ВВС, приказывалось: «…командующему военно-воздушными силами фронта бить сильными ударами тильзитскую и кальварийскую группировки противника».
Согласно этому приказу 40-й авиаполк скоростных бомбардировщиков в районе Таураге оказывал поддержку 125 СД, оборонявшей этот город. Эти бомбардировки нашли отражение в Журнале боевых действий 1-й немецкой танковой дивизии. Отзыв был краток: «Наше истребительное прикрытие эффективно, отдельные бессистемные бомбежки со стороны русских».
Уже к вечеру 22 июня 1941 г. войска получили Директиву № 3 («нанести концентрированные удары по противнику на сопредельной территории и овладеть городами Сувалки и Люблин»). Здесь под Сувалками 40-й СБАП понес большие потери – были сбиты 9 самолетов СБ. Потери личного состава — 27 человек, из них 1 попал в плен, 2 вернулись в часть, 1 перешел на сторону противника, остальные погибли.
В тяжелых условиях первого дня войны полку приходилось вести боевые действия при подавляющем превосходстве вражеской авиации, в результате он нес большие потери.
К утру 23 июня 40-й СБАП перебазировался на аэродром Биржай и был настолько обескровлен, что не сделал ни одного боевого вылета, там он был повторно атакован, безвозвратные потери составили 4 человека, как погибшие при бомбардировке. К вечеру 23 июня 40-й СБАП имел 21 СБ (из них 10 неисправных).
Противодействуя наступлению Манштейна на Даугавпилс, 25 июня 1941 года. Панков Пётр Сергеевич, младший сержант, воздушный стрелок-радист 40-го скоростного бомбардировочного авиационного полка погиб в боевом вылете на самолёте СБ в район Кедайняй. Сгорел вместе с самолётом во время боя с противником. В этом бою полк потерял 3 самолета СБ и 9 человек личного состава.
Все, кто принял бой в первые дни Великой Отечественной войны, принял его в неравных условиях. Всего за три дня боевых действий советская авиация в этом районе потеряла 921 из 1078 своих самолетов и потери авиации на земле превосходили потери в воздухе. И тем не менее, именно ВВС Северо-Западного фронта оказывались едва ли не единственным средством противодействия наступления ХХХХΙ корпуса с плацдармов на Западной Двине. Именно их воздействие упоминается в немецких документах чаще всего.

Использованы материалы:
Исаев А.В. Приграничное сражение 1941. М. 2020.
Книга Памяти. Владимир. 1994. Т.5.
На огненных рубежах. Книга Памяти муниципального образования «Брызгаловское» о воинах, погибших и пропавших без вести в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Камешково. 2011.
Электронный ресурс:
Тимин М. Несостоявшееся возмездие. https://warspot.ru/2242-nesostoyavsheesya-vozmezdie-2
http://allaces.ru/sssr/struct/p/bap40.php
https://proza.ru/2018/09/09/628

Оставьте ваш комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*