Выставка «Пасхальный подарок» (из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника)

Пасха — Светлое Воскресение Христово — самый торжественный, радостный и великий из всех праздников христианской церкви. Его называют Праздником Праздников и Торжеством Торжеств. Пасха — главный христианский праздник, призванный прославить чудесное Воскресение распятого на кресте Иисуса Христа, о чем повествуется в евангелиях.
Святая Пасха является любимейшим народным праздником. К нему начинают готовиться заранее, чтобы встретить его достойным образом. На Страстной неделе, предшествующей Пасхе, совершаются основные приготовления: наводится порядок в домах, готовятся специальные пасхальные яства. Куличи, творожные пасхи, крашеные яйца символизируют Жизнь, Обновление и Возрождение. Накануне праздника их освящают в церкви.
Пасхальные торжества начинаются с крестного хода и завершаются под утро праздничной службой. После великой Литургии происходит христосование (люди обмениваются поцелуями и произносят слова пасхального приветствия: «Христос Воскресе!» —«Воистину Воскресе!») и обмен крашеными яйцами.
Сами яйца окрашивали в разные цвета, расписывали узорами и украшали, но традиционным цветом является красный — цвет жизни и победы. С красным яйцом, как с атрибутом Пасхи, связано одно из евангельских преданий. По легенде, первое пасхальное яйцо, окрашенное именно в красный цвет, святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию.
Согласно традиции, Светлое Воскресенье открывалось домашним завтраком: хозяин разрезал крашеное яйцо и делил его между домочадцами. Считалось, что освященные крашеные яйца обладали магическими свойствами.
Завершали день Пасхи народные гуляния, во время которых играли в разные игры (катали крашеные яйца по земле или по лоткам, играли в «битки») и водили хороводы. Пасхальные игры продолжались в течение целой недели, заканчиваясь на Красную горку.
Особой пасхальной традицией был обмен подарками. В конце XIX века традиционным стал обычай посылать друг другу открытки на Пасху. К началу XX века маленькие цветные картинки превратились в настоящие произведения печатного графического искусства. Пасхальные поздравительные карточки изготавливались различными способами: литографии, шелкографии, а также фотографическим путём. В оформлении открыток в дореволюционной России использовались произведения таких известных художников и рисовальщиков как И.Я. Билибини, Е.М. Бём.
Праздник Пасхи послужил сюжетной основой для живописных работ известных русских художников: Сергея Дмитриевича Милорадовича («Пасхальное утро», 1890) и Виктора Алексеевича Бычкова («Куличи», 1998).
Пасхальные яйца из фондов музея, воспроизведенные на выставке, выполнены из разных материалов. Яйца из фарфора украшены всевозможными способами: от незатейливой росписи позолотой и завитками до детального воспроизведения в медальонах евангельских сцен (Воскресение Христа, Богоматерь и ангел у раскрытой гробницы). Стеклянные и хрустальные яйца также являют собой настоящие произведения декоративно-прикладного искусства. При их создании и декорировании использовались самые разнообразные техники: выдувание в форму, алмазная грань, роспись цветными эмалями, льдистыми красками, золочение. Стеклодувы добивались удивительной, необычной цветовой гаммы изделий в технике нацвет. Малиновый оттенок одного из хрустальных яиц называется «золотой рубин», так как при варке мастер добавлял в стеклянную массу золотую пыль. Такие яйца считались очень дорогим подарком и высоко ценились.
Изобразительные первообразы сюжетов, легших в основу росписи яиц, представлены также на иконах XVIII-XIX веков (Воскресение, Праздники, Сошествие во Ад).
Сцены из жизни христианской святой Марии Египетской, покровительницы кающихся женщин, изображены на редких стеклянных витражах конца XIX века. Эти витражи были одними из первых поступлений в музейную коллекцию стекла. Неделя преподобной Марии Египетской отмечается каждый год в апреле и иногда совпадает с днем Великой Пасхи.
На выставке «Пасхальный подарок» демонстрируются воспроизведения более семидесяти экспонатов из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

SAM_3676

SAM_3677

SAM_3680

SAM_3681

SAM_3687

SAM_3689

SAM_3690

Оставьте ваш комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*