1 октября — Международный День музыки. Показ фильма-оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина в исполнении артистов Мариинского театра

1 октября в Международный день музыки Камешковский музей совместно ДК «13 Октябрь» предложил вниманию жителей города видеозапись оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» в исполнении артистов Мариинского театра. Выбор этой оперы не случаен: 1) единственный музей А.П. Бородина находится в нашем районе в с. Давыдово; 2) многие музыкальные сцены для этой оперы Бородин написал именно здесь в с. Давыдово.
Автор оперы был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой, при рождении записан как сын крепостного слуги — Порфирия Бородина. Всю жизнь носил отчество и фамилию совершенно чужого ему человека.
Природа очень щедро одарила его — композитор, дирижер, выдающийся ученый-химик и педагог, автор значимых открытий в области органической химии, которые нашли отражение более чем в 40 научных работах – и это все об одном человеке — Александре Порфирьевиче Бородине.
Еще в 50-е годы XIX столетия он начал писать романсы, фортепьянные пьесы, ансамбли. Знакомство в 1862 году с М.А. Балакиревым, и членами Балакиревского кружка («Могучей кучкой») помогло ему поверить в свои силы. Никто из членов «Могучей кучки», кроме М. Балакирева, не был профессиональным композитором: Мусоргский — гвардейский офицер, Кюи – военный инженер, Римский-Корсаков – морской офицер, Бородин – ученый-химик. Но все они оказались способны написать такие оперы, которые до сих пор идут на сценах различных театров России и мира.
Бородин считал себя прежде всего химиком и 1 место ставил научную работу. Именно кучкисты убеждали Бородина в том, что музыка должна занять в его жизни место не «досуга», а настоящего дела. В ответ на его просьбу отыскать подходящий оперный сюжет, Стасов называет «Слово о полку Игореве». А наутро отправляет Бородину подробнейший сценарий. Это было в апреле 1869 года.
Дорога Бородина к его единственной опере «Князь Игорь» была трудна и терниста. Главный бородинский труд, вызревавший в течение 18 лет, так и остался незавершенным.В ответном письме Стасову Бородин написал: «Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли по силам?»
Первоначально идея Стасова необычайно увлекла Бородина. Он подошел к работе над оперой как ученый. Подлинный текст «Слова», а также «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище», Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, исторические труды Карамзина и Соловьева – вот неполный список источников, над которыми Бородин начал работать сразу же после получения сценария.
Понемногу набрасывались первые музыкальные образы – Ярославны, князя Игоря, половецких сцена, хана Кончака и князя Владимира Галицкого как олицетворение погубивших домонгольскую Русь княжеских усобиц. Продумывались варианты изменения стасовского сценария.
За годы работы над оперой у Бородина неоднократно возникали сомнения, и он охладевал к ней. «Куда мне, в самом деле, связываться с оперою. Труд и потеря времени громадная; постановка не верна еще; да если и поставят, то где мне возиться с целым ворохом хлопот, с дирекцией, с артистами, с репетициями».
Да и его академическая служба совершенно не оставляла времени для музыки. На ее долю выпадали только отпуска, выходные и дни болезни: «Когда я болен настолько, что сижу дома, ничего «дельного» делать не могу, голова трещит, глаза слезят… — я сочиняю музыку. Нынче я два раза в году был болен подобным образом, и оба раза болезнь разрешилась появлением новых кирпичиков для будущей оперы… (Либретто я стряпаю сам). Написал большой марш «Половецкий», выходную арию Ярославны» для последнего действия, женский хорик в половецком лагере, кое-что для танцев … Но когда мне удастся все это завершить? – недоумеваю…» Так вот его друзья всегда ему желали нездоровья.
Три летних отпуска в 1877, 1878, 1879 годах он провел в с. Давыдово у своего ученика Александра Дианина. Там он продолжал заниматься сочинением оперных сцен. Для этой цели специально из Москвы было привезено фортепиано. Этот период времени был самым плодотворным в работе над оперой. Бородин слушал песни Давыдовских крестьян и одну из них «Про горы Воробьевские» включил в «Хор поселян». Уезжая в 1879 году, он намеревался и следующее лето провести в Давыдове, но к сожалению, не смог. А благодарные жители сохранили память о его пребывании в селе. И сейчас там существует единственный в мире музей композитора А.П. Бородина.
В работе над «Игорем» во многом способствовал Римский-Корсаков. Поставив несколько номеров оперы в программу концертов Бесплатной музыкальной школы, он вынуждал Бородина довести их до полного завершения. Но часто сетовал: «Бородину по-прежнему «и горя мало, что у нас «Игоря» мало (это моя старинная трехпудовая острота)».
В последние годы жизни Бородина сопровождают бытовые и жизненные неурядицы: болезнь жены, проблемы у родственников, загруженность в Академии, отсутствие условий для спокойной работы. «Нет – мудрено быть одновременно и Глинкой, и Семен Петровичем, и ученым, и комиссионером, и художником, и чиновником, и благотворителем, и отцом чужих детей, и лекарем, и больным. Кончишь тем, что сделаешься только последним».
«…я вообще композитор, ищущий неизвестности; мне как-то совестно сознаваться в своей композиторской деятельности. … у других она прямое дело, обязанность, цель жизни — у меня отдых… Вот почему я, хотя с одной стороны желаю довести оперу до конца, но я другой — боюсь слишком увлекаться ею, чтобы это не отразилось вредно на моей другой деятельности. Теперь же, после исполнения хора из «Игоря», в публике стало уже известно, что я пишу оперу: скрывать и стыдиться нечего… теперь волей-неволей придется кончать оперу». Однако завершить оперу композитор так и не успел. А.П. Бородин умер 27 февраля 1887 г. в возрасте 54 лет. Похоронен в Александро-Невской лавре рядом с Мусоргским. «Львиная пара», — говорил о них Стасов.
После скоропостижной смерти Бородина работу над «Князем Игорем» довели до конца Римский-Корсаков и Глазунов. Композиторы были дружны и работали в тесном кругу, потому музыкальный стиль оперы представляет художественную целостность. В прессе есть мнение, основанное на работе Павла Ламма (по реконструкции авторской версии оперы), что незавершённость «Князя Игоря» – в большей степени легенда и что вместо того, чтобы оркестровать часть номеров, Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов – предпочли заново переписать большую часть абсолютно завершённой автором музыки.
23 октября 1890 года премьерой «Князя Игоря» в Мариинском театре закончилась более чем 20-летняя история создания этой оперы. Дирижёр 1-й постановки — Кучера. Хореография — Льва Иванова. Декорации Янова, Андреева и Бочарова. Позже декорации к этой опере создадут – Рерих, Коровин, Билибин
Отдельным номером в опере идут «Половецкие пляски». Это хореографический номер и впервые его поставил Иванов Лев Иванович – русский артист балета и выдающийся хореограф. Л.И. Иванов глубоко почитал дух и структуру танцевальной музыки А.П. Бородина. В сложной танцевальной сюите он передал нарастающее напряжение и разгул всё сметающей стихии. Критики щедро хвалили танцевальные сцены половецкого стана и … не упоминали имени балетмейстера. Л.И. Иванов умер непризнанным. Лишь XX век вернул истории его имя, а в истории балета он остался как автор единственно сохранившейся работы, но зато шедевра. Название этого шедевра «Танец маленьких лебедей» балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».
А хореографию «Половецких плясок» завершил Касьян Голейзовский. В его варианте они стали классикой, обретшей собственную театральную жизнь. Именно в его хореографии повторяется отныне этот номер во всех постановках «Князя Игоря».
Премьера оперы в 1890 г. прошла с огромным успехом. 19 января 1898 г. ее впервые услышала публика Большого театра. В 1899-м она была впервые поставлена за рубежом — в Праге. А затем и в Париже, Нью-Йорке, Милане — начался победоносный поход «Игоря» по мировым оперным сценам.
И сегодня интерес к музыке А.П. Бородина не иссяк. 9 мая 1945 года в Большом театре давали «Князя Игоря», с его музыки начинались Олимпийские игры 2014. Во время проведения Дней русской культуры за рубежом – всегда дают «Князя Игоря».
Приглашаем всех в музей А.П. Бородина — единственный в мире музей этого великого человека!

Alexander_Borodin

IMG_4274

IMG_4296

IMG_4290