«Россия, как болит за тебя мое сердце!» К 100-летию отречения Николая II от престола (по материалам областного архива и газет)

Ровно 100 лет назад, 2/15 марта 1917 года, император Николай ΙΙ подписал отречение от престола. Это событие стало ключевым в ходе революции 1917 года. Оно изменило ход истории не только России, но и всего мира.

Трудности со снабжением хлебом в Петрограде в последней декаде февраля 1917 года, вызванные в эти дни из-за снежных заносов срывом графика грузовых перевозок, слухи о скором введении карточек на хлеб привели к исчезновению хлеба, что раньше никогда в столице Империи не случалось, его население, включая низшие классы, привыкло к отлично налаженному продовольственному снабжению Петрограда. У хлебных лавок выстроились длинные очереди «хвосты», как тогда говорили. Так на почве возникшего дефицита одного продукта хлеба, вспыхнули локальные беспорядки неполитического характера.

По воспоминаниям начальника Петроградского охранного отделения К. И. Глобачева, «…забастовало до 200 тысяч рабочих… через ЦВПК [центральный военно-промышленный комитет] в рабочие массы были брошены политические лозунги, и был пущен слух о надвигающемся якобы голоде и отсутствии хлеба в столице. К тому же, как раз в это время, для урегулирования раздачи хлеба  продовольственная комиссия решила перейти на карточную систему. Запас муки для продовольствия Петрограда был достаточный, и кроме того, ежедневно в Петроград доставлялось достаточное количество вагонов с мукой. Таким образом, слухи о надвигающемся голоде и отсутствии хлеба были провокационными с целью вызвать крупные волнения и беспорядки, что в действительности и удалось».

События развивались следующим образом:

18 февраля (3 марта) на Путиловском заводе, крупнейшем артиллерийском заводе страны, на котором работало 36 тыс. рабочих, забастовали рабочие лафетно-штамповочной мастерской.

23 февраля (8 марта). В Петрограде начались столкновения демонстрантов с полицией. У демонстрантов лозунги: «Долой самодержавие!», «Долой войну!»

25-26 февраля (1011 марта). В Петрограде забастовка приобрела всеобщий характер. Казаки не решаются открывать огонь. Вечером Николай II прислал телеграмму: «Завтра же прекратить беспорядки в столице».
26 февраля (11 марта). В Петрограде войска открыли огонь (150 убитых). Указ Николая II о перерыве в работе Государственной думы.

27 февраля (12 марта). В Петрограде началось вооружённое восстание.  Создан Временный комитет Думы из центристов и умеренных левых во главе с М. В. Родзянко. Одновременно Петроградский Совет под руководством Н.С. Чхеидзе и А.Ф. Керенского начал работать в Таврическом дворце.

28 февраля (13 марта). Вышел первый номер «Известий Петроградского совета», что ускорило создание советов во многих областях страны.
2(15) марта — Образование Временного правительства в России; отречение Николая II от престола.

Как Владимирская губерния восприняла события февральского переворота? Какими были настроения? Периодические издания и архивные документы донесли до нас свидетельства эпохи великих перемен:

17/4 февраля (нов. стиль / ст. стиль)

Ковровский исправник сообщил губернатору, что в уезде заметно острое недовольство населения отсутствием предметов первой необходимости.

Архив канцелярии губернатора (АКГ), д. № 65

2 марта/17 февраля

Владимирский губернатор обратился к полицеймейстерам и исправникам губернии с циркуляром по поводу забастовочного движения. «Забастовки, — говорится в циркуляре, — в настоящее тревожное время напряженной войны с коварным и сильным неприятелем, стали явлением почти повсеместным и имеют весьма упорный характер, а как происходящие на фабриках и заводах, работающих на оборону, приносят громадный вред нашему отечеству». Начальникам полиции циркуляром предписывается «иметь постоянное, строгое, личное наблюдение за всеми находящимися в пределах вверенных им уездов фабриками и заводами и принять все зависящие от них меры к недопущению подобных нетерпимых явлений».                      

АКГ, д. №22

12 марта/27 февраля

На бумаготкацкой фабрике торгового дома С.Я. Куренкова и К° в гор. Коврове забастовали рабочие, требуя увеличения зарплаты.

Архив старшего фабричного инспектора (АФИ), д. №3; АКГ, д. №107

13 марта/28 февраля

В Коврове начальником станции получена телеграмма члена Гос. Думы Бубликова о свержении в Петрограде старой власти и об образовании Думой нового правительства. Сообщая о получении этой телеграммы губернатору, Ковровский исправник пишет, что она «оказала сильное впечатление на железнодорожников, но движение по линии идет прежним порядком».

АКГ, д. №9

14/1 марта

Во Владимире получены сообщения о революции в столицах. По городу распространяются листки с обращениями Гос. Думы  и отрывочными сведениями о событиях в Москве и Петрограде.

Вечером губернатор Крейтон вызвал к себе губернскую и уездную земскую и городскую управы и нескольких человек местных общественных деятелей. Явилось человек 15. Крейтон объяснил собравшимся, что он уже около 60 часов совершенно отрезан от сообщений с правительством, что телеграф захвачен Гос. Думой и он не имел подробностей о происшедшем, не знает, что делать. По словам губернатора, события могут развернуться в таком направлении, что придется принимать какие-либо решительные меры, поэтому он и вызвал их, чтобы вместе с ними выработать такие меры «с наибольшей пользой для населения». Большинство приглашенных уже знали о размахе происходивших в столицах событий и поэтому дали губернатору уклончивые ответы. Городской голова Сомов заявил, что он, как член Гос. Думы, получил уже от председателя Думы Родзянко телеграмму о том, что государственную власть Дума взяла в свои руки и что поэтому он без согласия местной городской думы решиться на что-либо не может. Крейтон на это заявил, что в таком случае он отказывается от своего второго предложения – выпустить воззвание к населению о том, что всякие сообщения о революции — пока только слухи и что нужно соблюдать спокойствие и порядок. Присутствующие подтвердили, что такое воззвание они не подпишут.

Газета «Известия Владимирского губернаторского временного исполнительного комитета» (ИВГВИК) №4 от 9.03.1917

15/2 марта

В Коврове прекратились работы на фабрике Треумова, на Новкинском заводе, в железнодорожных мастерских, в шерстопрядильном заведении Рабухина и Авербуха и на фабрике товарищества братьев Барыбиных. Рабочими по случаю свержения самодержавия организована грандиозная демонстрация.

АФИ, д. №6; АКТ, д. №107

15/2 марта

Во Владимире на улицах города расклеено следующее обращение губернатора к населению: «В течение последних дней в печати появились сообщения о ходе текущих событий и о перемене правительства. Никаких, однако, данных, в какой мере эти сообщения соответствуют действительности, – я не имею, а потому и обращаюсь к населению губернии с призывом к тому, чего я уверен, желают все благомыслящие люди. Нам необходимо сохранять спокойствие во что бы то ни стало, зная, что всякий беспорядок лишь на руку врагу России, в борьбе с которым полегло столько наших братьев, сыновей и отцов. Нам нужно, сплотившись воедино, не прерывать ту ежедневную работу, которую мы несем в силу взятого на себя долга перед родиной, перед государем, перед армией, стоящей грудь грудью с врагом, перед нашими близкими. Помните, что слухи и печать не заключают в себе пока ничего достоверного, сдерживайте увлекающихся, сдерживайте горячих и скорых на всякие непродуманные и непоправимые решения. Россия должна победить немца, а мы должны неустанно делать дело, к которому каждый из нас приставлен. Сея тревогу, сея волнения, мы помогаем врагу России».

АКГ, д. №108

16/3 марта

Во Владимире ночью на 16/3 марта было получено сообщение о том, что из Москвы едет делегация от войск и народа, примкнувших к новому правительству. Начальник Владимирского гарнизона генерал-майор Гамбургцев, узнавший о приезде этой делегации, отдал распоряжение командиру расположенной во Владимире 668-й пешей дружины о посылке на станцию полуроты солдат для ареста делегации. Солдаты выступать отказались. Гамбургцев отправился в казармы 82-го и 215-го полков, чтобы выработать меры подавления восстания и привести войска в боевую готовность.

Делегация из Москвы приехала во Владимир в час ночи, и к ней немедленно присоединились команда управления воинского начальника,  команда выздоравливающих и громадное количество жителей города. После митинга на станции все направились в город и в два часа ночи пришли к дому губернатора, где арестовали самого губернатора Крейтона, его жену и полицеймейстера Иванова. После этого толпа направилась к казармам 668 пешей дружины, солдаты которой немедленно присоединились к толпе и с оркестром направились к казармам  82 и 215 зап. полков.

Гамбургцев в это время отдал по полкам распоряжение приготовиться к вооруженному сопротивлению. Солдатам были выданы боевые патроны, некоторым ротам было приказано рассыпаться в цепь и все возвышенности, удобные для стрельбы, занять взводами. Толпа солдат и горожан подошла сначала к расположению 82 пехотного зап. полка, солдаты которого отдельными группами начали к ней присоединяться. Командир полка Тарасов и начальник гарнизона Гамбургцев пытались было удержать солдат от перехода на сторону народа, но, видя неудачу своих усилий, ушли в 215-й полк, который считался более «надежным». 215-й полк встретил толпу в боевой готовности. Командир полка полковник Евсеев при приближении толпы отдал приказ стрелять, но ни одного выстрела не последовало. Евсеев и Гамбургцев начали было уговаривать солдат остаться верными царю и старому правительству, но в это время были окружены народом и солдатами, обезоружены и арестованы. Солдаты 215-го полка примкнули к восставшим и город целиком стал во власти народа.

ИВГВИК №10 от 15.03.1917

16/3 марта

Во Владимире на заседании городской думы и других общественных организаций организован губернский временный исполнительный комитет, принявший на себя управление городом и губернией.

Губернский временный исполнительный комитет отправил во все города и земства губернии телеграмму: «Во Владимире губернатор арестован. Войска на стороне народа. Призываем Вас, свободных граждан, и войска к порядку. Под защитой нового правительства пусть ваша жизнь течет как прежде. В этом залог вашего счастья и победы над врагом».

ИВГВИК №1 от 6.03.1917

«На фабрику в Камешках весть о свержении самодержавия долетела 3/16 марта. Остановили фабрику и устроили митинг, на который прибыло 3000 человек. По окончании митинга с красным флагом пошли с песнями в поселок, где рабочие слушали их любимую песню «Вставай, поднимайся, рабочий народ». В тот же день избрали революционный комитет в количестве 20 человек, в котором председателем стал Петр Осипович Долбилкин, а секретарем Анастасия Корунова».

Воспоминания П.О. Долбилкина

19/6 марта

В Коврове организован Совет рабочих депутатов. Председателем избран тов. Барсуков.

Архив Ковровского уездного исполнительного комитета, д. №1

26/13 марта

Исполнительный комитет Ковровского Совета рабочих депутатов признал недействительными выборы фабричного комитета на фабрике Дербенева в м. Камешки Ковровского уезда, т.к. от участия в выборах были устранены женщины.

              Архив Ковровского уездного исполнительного комитета, д. №1

29/16 марта

На фабрике Дербенева в м. Камешки на общем собрании рабочих и служащих временный революционный комитет был переименован в Совет рабочих депутатов. Совет разоружил членов полиции во главе с урядником, не оказавших при этом никакого сопротивления, и избрал 7 человек из своих рядов в состав милиции, которую возглавил М.Т. Барабанов.

Воспоминания П.О. Долбилкина

5 апреля/23 марта

Совет постановил провести траурное торжество, где предполагалось отслужить панихиду по «павшим борцам за свободу, а также о воинах наших союзников, на поле брани убиенных».

Хотя в этот период Дербенёвы формально ещё находились во главе предприятия, реальное руководство постепенно переходило в руки Совета. Об этом свидетельствует принятое Советом постановление от 9/21 апреля, из которого следовало, что «в случае [если] последует распоряжение владельца фабрики о закрытии фабрики на неопределённое время, то, вопреки распоряжению владельца, работы не останавливать и инициативу управления взять на себя, т.е. Совет рабочих депутатов, а рабочим стараться работать, не снижая производительности товара». Также постановлением Совета с Пасхи 1917 года был введён 8 часовой рабочий день. Представители новой власти занимались обеспечением бесперебойной поставки сырья, продовольствия для населения, своевременной выплаты зарплаты рабочим и многими другими насущными вопросами. Совет поддерживал связь с 250-м Ковровским пехотным полком, Ковровским уездным Советом. 1 мая при фабрике была легально организована ячейка ВКП(б).

Воспоминания П.О. Долбилкина

1 комментарий в статье «Россия, как болит за тебя мое сердце!» К 100-летию отречения Николая II от престола (по материалам областного архива и газет)

  1. Виктория // 15.03.2017 at 20:34 //

    Спасибо! Очень ценная информация!

Оставьте ваш комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*