Летописец владимирских рожечников

(К 100-летию со дня рождения Михаила Васильевича Воронцова)

История музыкального искусства владимирских рожечников немыслима без имён музыкантов, прославивших свой край, однако не менее ценно и значение труда людей, сохранивших для нас их образы. К ним по праву можно отнести Михаила Васильевича Воронцова (1915-1992), краеведа из города Камешково Владимирской области. 15 сентября нынешнего года ему исполнилось бы 100 лет.

Михаил Васильевич начал свой профессиональный путь в 1934 году учителем русского языка. Участвовал в Великой Отечественной войне. Сохранились его воспоминания: «В ноябре 1939 года я был призван на действительную службу. Службу проходил в 23 артиллерийском полку 7 стрелковой дивизии сначала курсантом полковой школы, потом младшим сержантом, командиром отделения артиллерийской разведки. Полк дислоцировался в г. Коростень Житомирской области, а после воссоединения Западной Украины в 1940 году — в городах Бережаны, Тернополь, на начало войны — в г. Борислав Дрогобычской области. Уже в первый день войны 22 июня 1941 года нас бомбила немецкая авиация, затем начались бои с немецкими частями. После выхода из окружения в районе городов Дубно-Кременец в июле 1941, артиллерийская часть, в которой я служил, заняла оборону на левом берегу Днепра, рядом с г. Борисполь. На правом берегу, уже захваченном немцами был населенный пункт Триполье. После «киевского котла» отступали на г. Пирятин Полтавской области, где при попытке выхода из окружения 18 сентября 1941 я был ранен и попал в плен. В плену сначала находился на Украине, а потом в г. Эссен в Германии. После репатриации служил писарем в в/ч 52678 с августа по декабрь 1945, после чего демобилизован».
С 1946 года продолжил работу в педагогической сфере – сначала учителем, потом директором школы, заведующим отделом народного образования Ковровского района Владимирской области. В 1968-м стал редактором камешковской районной газеты «Знамя», в которой проработал до 1975 года. В 1976-м был принят в Союз журналистов СССР. «Учитель по образованию, журналист по призванию» – так отзывались о нём коллеги по газете. К этому можно смело добавить: «краевед по образу жизни».
В 1975 году М.В. Воронцов ушёл на заслуженный отдых. Тогда открылись возможности для осуществления давней мечты – создания музея истории города Камешково. «Как преподаватель истории, как пропагандист, — вспоминал он, — краеведением я стал заниматься давно. Даже и не могу сказать точно, когда начал. Копил материал, записывал всё интересное о родных местах. Я ведь здесь, в Камешкове, родился и вырос. Живу безвыездно. Длительная отлучка была только в связи с войной. Постепенно вырабатывались профессиональные навыки краеведения». Музей открыл свои двери для посетителей в 1977 году. Это было знаменательное событие в истории города (через 2 года музей отметит 40-летний юбилей). При этом музейная работа подтолкнула его создателя к воплощению ещё одной идеи – написанию книги об истории города. «Живая нить» – таково её название – стала своеобразным итогом многолетнего краеведческого поиска.
Но помимо книги и музея автор трудился над созданием исторического очерка «Владимирские рожечники» (вышел в 1990 году в сборнике «Русские рожечники» под заголовком «По следам владимирских рожечников»). Упомянутый очерк – также итог длительной подготовительной работы. «Очень увлекает меня эта тема», – признавался краевед.
«Увлечение», как вспоминал впоследствии Воронцов, началось с журналистской командировки в деревню Мишнево Камешковского района Владимирской области – на родину знаменитого кондратьевского хора, где ему в руки впервые попала фотография музыкантов: «Я внимательно всматриваюсь в красивые бородатые лица рожечников. Пожелтевшая фотография пережила своих хозяев и донесла до нашего времени лишь общее для всех название – «владимирские рожечники». Как это мало для любознательного человека!.. У меня родилось желание поднять занавес времени, лучше понять это уникальное народное искусство и его создателей». Затем начался поиск: сбор свидетельств, материалов, знакомство с бывшими рожечниками и их потомками, родственниками, современниками, многолетняя переписка с ними … и многочисленные статьи и заметки. Первые известные нам газетные публикации относятся к 1969 году, затем они регулярно появлялись в местной периодике вплоть до начала девяностых.
Строки Воронцова воссоздают живую историю такого неординарного явления как хор рожечников, зародившегося на Владимирской земле и снискавшего заслуженную народную любовь и уважение.
В летописи рожечников Михаил Васильевич выделял несколько периодов:
• первый (вторая половина семидесятых годов XIX века – 1900/1902 годы), «мишневский» (большинство его участников было родом из деревни Мишнево Камешковского района Владимирской области), связанный с хором Николая Васильевича Кондратьева (1843 – 1937);
• второй (1902 – первая половина двадцатых годов XX века), «симаковский» (по названию деревни Симаково Камешковского района Владимирской области) – деятельность ансамбля Петра Гордеевича Пахарева (1860 – 1930).
• третий период (1936 – первая половина шестидесятых годов прошлого века), связанный с ансамблем песни и пляски Московского военного округа, куда входил хор рожечников, руководимый Александром Васильевичем Сулимовым (1899 – после 1979года);
• четвертый (начиная с первой половины 70-х годов прошлого века) – современный этап – творчество современных музыкальных коллективов.
Таким образом, изучаемый им временной промежуток охватывал целое столетие, при этом автор акцентировал внимание на преемственности коллективов, естественной смене поколений.
Важной задачей, которую ставил перед собой Воронцов, было, по возможности, точное восстановление имён (например, Пахарев или Бахарев?) и страниц биографий рожечников. Именно поэтому значительное место в его публикациях уделено жизнеописаниям Н.В. Кондратьева, И.А. Балакина (участник кондратьевского коллектива), П.Г. Пахарева, а также И.В. Метлина, И.Е. Крюкова (хор Пахарева). Общение с музыкантами и их потомками приносило исследователю ценный живой материал, помогало вернуть утерянные имена, поскольку складывалась парадоксальная ситуация: несмотря на широкую славу этих коллективов, свидетельства об их участниках зачастую носили противоречивый характер, да к тому же стремительно терялись вместе с уходом последних. Письменных же воспоминаний музыканты, естественно, не оставили. Сейчас таких отголосков, вероятно, сохранилось очень мало, и этим во многом определяется ценность работы Воронцова. Вещественные свидетельства были настоящей радостью для краеведа: «Только тот, кто когда-либо вёл поиск и имел счастливые находки, поймёт состояние моей души в эти минуты» — писал исследователь.
В портретах Кондратьева и Пахарева он подчёркивал их незаурядные профессиональные и личные качества, способствовавшие достижению всенародного успеха: «Каждый из них был прекрасным организатором, обладал определёнными дирижёрскими и композиторскими качествами, они не только умело формировали используемый состав ансамблевых инструментов, но и занимались подбором репертуара, отработкой песен применительно к эстраде». Другой значимой чертой в портретах музыкантов была их неразрывная связь с природой и простым народом. Эта мысль постоянно присутствует в публикациях, например, в ответе одного из рожечников А.М. Горькому: «Дык как же?! На то родились, чтобы крестьянствовать. В дуду-то играть весь век неспособно нам». То же отмечалось и в образе жизни Кондратьева и Пахарева: Николай Васильевич «пахал споро, как былинный Микула Селянинович»; у Петра Гордеевича по приезду домой исчезала «парадность», которую можно было наблюдать во время гастролей, бесед с важными особами и журналистами – «и корм скотине даст, и сбрую починит, и дров наготовит». Работая над образами рожечников, Воронцов привлекал не только характеристики, данные им известными людьми (А.П. Бородиным, А.М. Горьким, В.В. Андреевым, А.И. Куприным, М.И. Калининым), но также старался приводить рассказы родственников музыкантов, передавая обстановку повседневной крестьянской жизни. Неразрывная связь с народом, родными корнями, русской природой подчеркивалась автором и в самой музыке: «Трудно найти места красивее здешних, — писал краевед, — поля с переливающейся волнами рожью, пойменные луга, покрытые пёстрым разнотравьем, дубравы, зеленокудрая Клязьма. Удивительно ли, что здесь так пышно расцвело искусство пастухов-рожечников».
Не обошёл он в своих работах и проблему подготовки новых кадров в музыкальных школах и училищах, создания необходимых методических пособий, способствующих сохранению искусства рожечников. Воронцов был уверен, что это искусство может представлять несомненный интерес для современников, и надеялся, что сохранится для будущих поколений. Хочется верить, что надежды краеведа оправдаются.

С. Харитонов
Камешковский районный историко-краеведческий музей, Владимирская область