Из истории Камешковской церковно-приходской школы

Рубеж XIX-XX веков для народного образования Российской Империи явился далеко не самым спокойным временем. В обществе шла острая полемика относительно преимуществ и недостатков различных типов учебных заведений – земских и церковно-приходских. При этом церковные школы имели достаточное число противников среди представителей либерального общества и немало защитников среди духовенства. Систему школ духовного ведомства упрекали в отсталости методов преподавания, однобокости и скудости получаемых знаний, указывалось на недостаток квалификации у педагогических кадров и низкое финансовое обеспечение. В таких непростых условиях возникла камешковская церковно-приходская школа.

Школа была открыта в сентябре 1903 года. Заведующим был назначен протоиерей храма в селе Горки Николай Леонтьевич Любимов, учителем – Дмитрий Владимирович Добронравов. Учебное заведение было построено и полностью содержалось на средства предприятия Дербенёвых (в отличие от многих церковно-приходских школ, она не получала дополнительного казённого кредита, поскольку считалось, что для этого имеется вполне состоятельный содержатель).

Дата открытия свидетельствует о том, что школа появилась раньше, чем сам посёлок Камешково: по данным клировой ведомости храма села Эдемского в 1904 году при фабрике Дербенёвых проживало 107 человек служащих и рабочих1. До открытия учебного заведения камешковские дети были вынуждены посещать народное училище в селе Эдемском (основано в 1878 году, в 1895 на средства Дербенёвых для училища построено двухэтажное кирпичное здание) и церковно-приходскую школу в Беркове (существовавшую с октября 1899 года).

Изначально школа располагалась в деревянном здании, состоящем из трёх помещений, площадь которых в среднем составляла по 25м2. Вот какую характеристику ему дал наблюдатель церковных школ Ковровского уезда священник Евлампий Либеровский в 1908 году: «здание деревянное, прочное, новое, без особых удобств»2. В 1913 году было построено двухэтажное кирпичное здание (существующее до сих пор), состоящее из восьми классных комнат3. В 1923 году (в течение лета) оно было расширено: пристроена та часть здания, в которой в настоящее время находится районный историко-краеведческий музей.

Учителями в период с 1903 по 1917 годы являлись:

Николай Леонтьевич Любимов, протоиерей Троицкого храма в селе Горки, благочинный второго Ковровского округа, более четверти века служил законоучителем земской школы в Горках, с 1899 заведовал школой грамоты в Беркове, с сентября 1903 до октября 1907 года – заведующий камешковской школой.

Василий Иванович Веселовский, священник, окончивший 4 класса духовной семинарии, состоял в должности заведующего школой и учителя Закона Божьего с октября 1907 года, автор нескольких статей о жизни школы, опубликованных во «Владимирских епархиальных ведомостях».

Дмитрий Владимирович Добронравов, окончил духовную семинарию, в должности законоучителя служил с момента открытия школы в 1903 году.

Алексей Васильевич Тихомиров, сын священника села Дунилова Шуйского уезда, окончил духовное училище, имел учительское звание, служил с ноября 1907 года.

Иван Андреевич Кузнецов, окончил второклассную школу, имел учительское звание, в должности учителя камешковской школы работал с сентября 1910 года.

Николай Михайлович Смирнов, окончил духовную семинарию, в должности учителя состоял  с сентября 1911 года.

Анна Ивановна Даманина, дочь фабричного кассира, работала учителем рукоделия (предположительно до 1915 года).

Кроме перечисленных выше, в документах 1912-15 годов упоминаются также учителя В.Г. Мурашева и Лобанов (инициалы неизвестны). На 1 января 1915 года в школе работали четыре учителя и одна учительница4.

Наблюдатель церковных школ Евлампий Либеровский отмечал, что учителя имеют «очень удобные квартиры в новых зданиях вне школы»5. Жалованье учителям выплачивалось из средств предприятия Дербенёвых. Так, годовое жалованье А.В. Тихомирова в 1914 году составило 300 рублей, И.А. Кузнецова – 360, М.Н. Смирнова – 420 рублей6. Таким образом, месячное жалованье учителя составляло в среднем около 30 рублей (для сравнения: квалифицированные рабочие фабрики ежемесячно получали в среднем от 10 до 12 рублей).

Интересные конфиденциальные характеристики в своём докладе даёт учителям всё тот же наблюдатель: «Законоучитель священник Василий Веселовский, учитель Кузнецов – трудолюбивы и усердны, усерден и учитель Смирнов. Учитель Тихомиров опытный, но ленится»7.

Численность учеников постоянно увеличивалась: в 1904 году в ней обучался 51 учащийся, в 1908 – 77, в 1913 – 151, на 1 января 1915года – 180. Причём, в течение каждого учебного года количество учеников менялось – многие были вынуждены начинать работу в домашнем хозяйстве или на фабрике. Заметный рост количества учеников (почти в два раза) в 1908-1913 годах можно объяснить строительством служебных квартир для рабочих и, соответственно, ростом самого посёлка – это вызвало и необходимость строительства нового, более просторного здания под школу.

Стандартный курс обучения составлял три года, однако, по просьбе родителей некоторых учеников, в 1913 году он был увеличен до четырёх лет. Вызвано это было, по мнению наблюдателя, желанием родителей занять детей в возрасте от 11 до 14 лет полезной деятельностью, т.к. работать на фабрику многие поступали с 15 летнего возраста. Очевидно, данное пожелание высказали достаточно состоятельные родители – ведь значительная часть детей начинала трудовую деятельность на фабрике с 11-12 лет, так что четыре класса в указанном году закончили всего 15 человек8.

Поскольку школа являлась церковно-приходской и относилась к духовному ведомству, основное внимание придавалось религиозно-нравственному воспитанию, поэтому такой предмет как Закон Божий имел первостепенное значение. Кроме этого изучались Славянская грамота, Русский язык, Арифметика, Отечественная история. Существовали также специальные предметы для девочек и мальчиков – домашнее рукоделие и военная гимнастика соответственно. Помимо уроков школьники присутствовали на ежедневных богослужениях в храме.

С младшими учениками обучение Закону Божию (после предварительных бесед о Боге) начиналось заучиванием молитв и заповедей с краткими объяснениями. В средней группе от детей требовался последовательный, ясный, толковый рассказ библейских событий. Со старшими учениками законоучителя вновь проходили Катехизис, богослужение и повторяли пройденные библейские истории.

С Законом Божиим неразрывно было связано изучение церковно-славянского языка. Обучение чтению начиналось в младшей группе со второго полугодия (после ознакомления детей с гражданским алфавитом). В средней группе учащиеся упражнялись в славянском чтении связных статей по книге Н.И. Ильминского «Церковно-славянская азбука для церковно-приходских школ». В старшей группе читали избранные псалмы из Псалтири и Часослова.

Важное значение в жизни школы имело церковное пение, в качестве дополнения Закона Божьего и Богослужения. В Камешкове учащиеся были ознакомлены с нотной грамотой и исполняли церковные песнопения по нотам. При учебном заведении действовал школьный хор, состоящий как из учеников школы, так и выпускников.

На занятиях по Рукоделию девочки обучались вязанию кружев и шитью различных необходимых в обиходе вещей: сорочек, фартуков, детских нагрудников.

Отдельно хотелось бы остановиться на таком предмете, как Военная гимнастика. Он представлял собой некий аналог начальной военной подготовки, изучаемой в советской школе. Учителем этой дисциплины являлся отставной унтер-офицер Кузин, который вёл занятия дважды в неделю, получая по 40 копеек за урок. На занятиях ученики осваивали азы физической и строевой подготовки, приёмы обращения с оружием9. С данным предметом связана интересная история.

В апреле 1912 года военный министр отправил в Училищный совет при Священном Синоде циркуляр, в котором предписывалось в рамках празднования столетнего юбилея Бородинской битвы направить «потешные войска» в июле 1912 года в город Санкт Петербург. В столице намечалось проведение военного парада «потешных войск», на котором ожидалось присутствие императора Николая Второго. Из всех 549 школ духовного ведомства во Владимирской губернии занятия по Военной гимнастике проводились лишь в двух (одной из них и была камешковская школа). Епархиальный училищный совет (управление учебными заведениями духовного ведомства во Владимирской губернии), изучив суть вопроса, пришёл к выводу, что уровень подготовки по Военной гимнастике в обеих школах губернии не соответствует требованиям мероприятия такого ранга. Про камешковскую школу, в частности говорилось: «занятия в данной школе проводятся лишь один год, не все ученики имеют деревянные ружья, кроме того, не имеется требуемой единой форменной одежды»10. Таким образом, камешковским детям, к сожалению, не суждено было попасть на парад «потешных войск» в столицу.

Качество преподавания в школе на основании личных наблюдений оценены Е. Либеровским следующим образом (данные 1914 года): «Камешковская школа относится к лучшим (при условном разделении на «лучшие», «средние» и «посредственные»). Закон Божий проходится очень хорошо, Русский язык – в лучшем состоянии, Славянский язык – «хорошо», Арифметика – «удовлетворительно»11.

Помимо учебных занятий учителя вовлекали школьников в различные мероприятия воспитательно-патриотического характера. Так в 1912 году около 60 учеников побывали с экскурсией в Суздале12. В феврале 1913 года по всей стране проходили празднования 300-летия царствования дома Романовых. Камешковские школьники участвовали в торжественном церковном богослужении, а затем, совместно с учителями, в стенах школы представили публике театрализованную программу, посвященную славным страницам отечественной истории13. В 1914 году в размеренную школьную жизнь внесла свои коррективы первая мировая война. На втором этаже школы разместился госпиталь для раненых русских воинов. Школьники принимали участие в сборе денежных средств для общества «Красного Креста», на фронт отправляли собранные для солдат гостинцы, девочки старших групп шили бельё для местных лазаретов14.

О том, что помимо прочего учителями уделялось внимание и работе с родителями, может свидетельствовать статья В. Веселовского, опубликованная во «Владимирских епархиальных ведомостях». Заведующий призывал родителей действовать в едином направлении с учительским коллективом, поддерживать единый уровень требовательности по отношению к детям, прививать единые ценности: «Если хотите, чтобы из детей ваших вышли добрые, благочестивые и хорошие люди, то требуйте от них и вы, родители, того же, чего и мы от них требуем. Только при таких условиях и будет у нас успех в деле обучения и воспитания ваших детей. Только тогда наше обучение будет на пользу церкви и отечеству, и вам, родители, на утешение»15.

Закончить статью хотелось бы цитатой из «Владимирских епархиальных ведомостей» за 1907 год: «Можно быть принципиальным противником церковной школы, как народной школы особого типа, но нельзя же отрицать того факта, что она всё-таки делает своё скромное просветительное дело, – пусть она даёт мало просвещения для народа, но это малое всё-таки бесконечно больше, чем отсутствие какой бы то ни было школы. Ведь и земская школа едва ли даст больше, чем просто грамотность. В этом виноваты не школы, а создавшие и окружающие их условия»16.

С.С. Харитонов

Опубликовано: Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (28 апреля 2008 г.). Владимир, 2009. С. 285-290.

1 Государственный архив Владимирской области (ГАВО). Ф. 556. Оп. 111. Д. 1105. Л. 116.

2 ГАВО. Ф. 450. Оп. 1. Д. 152. Л. 7 об.

3 Справочник по начальным школам Владимирской губернии на 1 января 1915 года. Владимир, 1915. С.66.

4 Там же. С. 66.

5 ГАВО.Ф. 450. Оп. 1. Д. 152. Л. 7 об.

6 Там же. Л. 8.

7 Там же. Л. 3.

8 ГАВО. Ф. 450. Оп. 1. Д. 136. Л. 5 об.

9 Там же. Л. 12 об.

10 ГАВО.Ф. 450. Оп. 2. Д. 69. Л. 3.

11 ГАВО.Ф. 450. Оп. 1. Д. 136. Л. 6 об.-7.

12 Веселовский В. (свящ.) Паломничество в г. Суздаль учеников камешковской ц.-пр. школы Ковровского  уезда // Владимирские епархиальные ведомости. 1913. № 5.

13 Веселовский В. (свящ.) Празднование трёхсотлетнего юбилея Царствования Дома Романовых 21 февраля 1913 года в камешковской ц.-пр. школе Ковровского уезда // Владимирские епархиальные ведомости. 1913. № 12.

14 Веселовский В. (свящ.) Из школьной жизни // Владимирские епархиальные ведомости. 1915. № 1; Участие церковных школ Владимирской епархии в современной великой войне // Владимирские епархиальные ведомости. 1916. № 40 — 41.

15 Веселовский В. (свящ.) Речь, сказанная перед началом учебного года, в присутствии родителей учеников Камешковской ц.-пр. школы Ковровского уезда // Владимирские епархиальные ведомости. 1913. № 36.

16 О положении церковной школы в настоящее время // Владимирские епархиальные ведомости. 1906. № 10.

Оставьте ваш комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*