Работы Сергея Соломко из фондов музея

Сейчас, когда на страницах различных журналов стали появляться статьи о забытых русских художниках, уместно вспомнить о том, что, помимо живописцев, в русской художественной культуре были ещё иллюстраторы, рисунки и акварели которых украшали дореволюционные книги и журналы. Творчество некоторых русских художников дошло до нас главным образом благодаря дореволюционным открытым письмам — открыткам. Одним из таких художников был Сергей Сергеевич Соломко (1867-1928). Он виртуозно рисовал акварелью исторические и аллегорические сюжеты, сцены из боярской жизни и иллюстрации к русским сказкам. Работал для многих журналов, иллюстрировал произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя. По его рисункам был издан ряд открыток. По открыткам, как раз, он более всего известен. Некоторые из них оказались в фондах муниципального учреждения культуры «Камешковский районный историко-краеведческий музей».
По сравнению с другими художниками того времени он забыт незаслуженно. Хотя его работы критиковали за декоративность, красивость, они достойны того, чтобы их помнили и любовались ими. О Сергее Соломко можно с уверенностью сказать, что он создал собственный мир художественных образов, мало похожий на современную ему живопись. Этот мир может нравиться или не нравиться, но было бы несправедливо отказывать художнику в индивидуальности.
На его открытках особой изобретательностью отличаются костюмы героинь, выполненные в исконно русском стиле. Он увлекался историей костюма, но не копировал их с исторических образцов, а творчески перерабатывал. Из его биографии известен факт, что именно он создал многие эскизы к грандиозному Костюмированному Балу 1903 года в Зимнем дворце, на котором надобно было появиться в нарядах допетровской Руси. Его эскизы были так популярны, что дамы выстраивались в длинную и весьма состоятельную очередь и желали появиться на балу только в нарядах от Соломко!
Целую серию открыток он посвятил героиням позабытых былин: Василиса Микулишна, Настасья Королевишна, Забавушка Путятишна, царица Азвяковна предстали в образе дев-воительниц. Это популярный сюжет в мировой культуре. Амазонки, валькирии, женщины-гладиаторы в Древнем Риме и русские «поляницы» — богатырши. Само слово произошло от глагола «поляковать» — ездить в поле на ратное дело, искать воинов и вступать с ними в поединки. Былины донесли до нас имена героинь, а Сергей Соломко изобразил их в необыкновенных костюмах
Художественное наследие Сергея Соломко никогда подробно не исследовалось. При огромном интересе филокартистов к открыткам с его рисунками и акварелями, Соломко продолжает оставаться малоизученным художником. Все стороны его деятельности слишком разрозненны: иллюстрации Соломко есть только в дореволюционных изданиях, старые открытки хорошо известны только тем, кто их собирает. Но его творчество, безусловно, неотделимо от русской художественной культуры дореволюционной России.

Василиса Микулишна
Марья Лебедь Белая
Русалка
Царица Азвяковна

Оставьте ваш комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*